15-03-07


"Челябэнерго": кадры ничего не решают

До разделения на несколько компаний ОАО "Челябэнерго" представляло собой образец организации, в которой комплексно реализуются все принципы социально ориентированной политики по работе с персоналом: обеспечение работников жильем через строительство и беспроцентные ссуды, повышение квалификации персонала через его обучение, дополнительное пенсионное обеспечение и медицинское страхование, оздоровление за счет компании и т. д. Скажу как специалист: в Челябинской области и сейчас мало организаций, которые обеспечивают своим работникам такой уровень социальных гарантий.

Выделившиеся из прежней компании ОАО "ТГК-10" и ОАО "Челябэнергосбыт" сохранили для своих работников высокий уровень социальных гарантий. А вот в новом ОАО "Челябэнерго" с кадровой политикой стали происходить странные метаморфозы: здесь прекратили обучение персонала за счет средств компании, расформировали управление персоналом, преобразовав его в обычный отдел кадров, не занимающийся вопросами мотивации труда, обучения, психофизиологической работой. Сразу началась зачистка руководства компании от тех, кто работал в ней до реорганизации, а на место состоявшихся профессионалов "завезли" из Сургута преданных новому руководству людей из ОАО "Тюменьэнерго", которые из рядовых клерков вознеслись на должности начальников управлений, отделов и даже замов руководителя ОАО.

Новое руководство, судя по всему, было шокировано доставшимися в наследство социальными обязательствами, которые казались ему излишними и затратными для компании. Начался пересмотр принципов оплаты труда, были пересмотрены условия дополнительного медицинского страхования, а главное - началась чехарда с дополнительными пенсиями для бывших энергетиков по линии негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики. Персонал выводят в дочерние общества с ограниченной ответственностью, которые не имеют дополнительного пенсионного и медицинского страхования.

"Зачистив" исполнительный аппарат от "не своих" людей по территориальному признаку, новое руководство взялось за дочерние предприятия и филиалы. Например, в дочернем ОАО "ИДЦ" работает уже третий директор. Люди, как правило, уходили сами, не хотели "связываться", некоторые получали "сигналы" в виде выговоров. Я тоже не стал обращаться в суд, когда мне своевременно не выплатили деньги, хотя сейчас понимаю, что мог и должен был. Я уже год не работаю в энергосистеме, но так и не получил расчет полностью, что установлено областной прокуратурой и было обещано руководством в личной беседе. Тогда я еще не знал, что его обещания не стоят ни гроша. После моего обращения в РАО "ЕЭС России" на меня даже пытались открыть уголовное дело за то, что в учебном центре якобы исчез сварочный аппарат. А когда РАО "ЕЭС России" рассмотрело мое обращение, мне все же выплатили большую часть расчета и выдали письмо, что претензий ко мне, оказывается, не было.

Мне грех жаловаться на судьбу: я состоялся в жизни как юрист по трудовым делам и руководитель, у меня консультируются крупные бизнесмены и политики, я далеко не бедный человек. Но не написать эту статью я не мог, так как нарушаются не только мои трудовые права. Я не снимаю и с себя ответственности за многие принятые решения по кадровой политике, порой жесткие, но успокаиваю себя тем, что не принимал участия в осуществлении той кадровой политики, которая в ОАО "Челябэнерго" проводится сейчас.

Павел АНДРЕЕВ