15-03-07


Любовь и смерть неразделимы

Сегодня на премьере балета "Жизель" в Челябинской опере главную партию будет танцевать Татьяна Предеина

На челябинскую сцену вновь возвращается балет А. Адана "Жизель". Поставленный здесь впервые 1960 году Отаром Дадишкилиани, вот уже более 40 лет этот спектакль пользуется неизменным успехом и любовью зрителей. На этот раз "Жизель" в редакции Л. Лавровского возобновила народная артистка России Галина Борейко, одна из первых челябинских исполнительниц главной партии.

По признанию постановщика, сложность работы над спектаклем заключается в том, что хореография "Жизели" настолько совершенна, каждое па, каждая мизансцена давно зафиксированы и неприкосновенны. И в то же время в этой неприкосновенности каждое поколение исполнителей должно находить новые грани. Родившись во Франции, балет "Жизель" попал в Петербург уже в 1842 году и нашел в России вторую родину. Наш балетный театр сохранил все лучшее в нем. Именно Россия увидела в "Жизели" общечеловеческую драму и обессмертила ее.

"Жизель" - типично романтический балет, в котором реальный мир первого акта противопоставлен в финале идеальному миру мечты. Однако в том-то и сила воздействия "Жизели", что эти две сферы человеческого существования не только контрастны. В современном исполнении подчеркивается и их нерасторжимое единство. Любовь, прошедшая путь от беспечных игр через обман, смерть и безнадежность до возвышенного самопожертвования, до осознания своей неодолимой силы, - вот основная идея "Жизели".

За время существования балета на челябинской сцене в заглавной партии блистали Г. Борейко, Л. Ратенко, А. Осадчая, С. Калейник, Г. Клековкина, И. Ушакова, создавая свой неповторимый образ, свое видение партии. Ведь традиции исполнения требуют их дальнейшего развития.

Одна из труднейших в классическом репертуаре, роль Жизели требует от исполнительницы необычайного разнообразия танцевальных и артистических красок: от внешней привлекательности, простодушной увлеченности в первом акте до неземной высшей духовной красоты в финале. Маргарита Камыш - молодая солистка балета - создает свою Жизель. Ее дебют состоится 22 марта. Молодая балерина говорит о том, что трудность рождения образа заключена для нее не столько в технической сложности рисунка, точной передаче стилистики партии, сколько в том, что нежный, трепетный, теплый облик Жизели первого акта не совсем близок ее характеру. Гораздо ближе ей Жизель, легкая неземная сильфида из второго акта. Сегодня же в партии Жизели будет танцевать прима челябинского балета, народная артистка России Татьяна Предеина. Эту роль балерина танцевала не только в челябинском спектакле. Исполнением этой партии в Ростове она открывала только что отстроенный музыкальный театр. Танец Т. Предеиной совершенен, безупречно красив, полон изысканного изящества. В Жизели Т. Предеина вновь продемонстрирует безграничность своих возможностей балерины и драматической актрисы.

Наверное, одна из самых потрясающе красивых частей балета - танцы второго акта. Когда появляется фигура Мирты, повелительницы виллис, когда танец двух солисток звучит монотонно и трагически, когда фигуры танцовщиц-виллис в белых шопеновках кружатся, вращаются, застывают в знаменитом романтическом арабеске, хочется затаить дыхание, замереть в восхищении и восторге от действительно неземной красоты. Красоты, отраженной не только в танце, но и в соответствующем антураже спектакля (художник-постановщик - Л. Рошко). Дирижирует спектаклем А. Гришанин.

Итак, возвращение "Жизели" вновь являет собой эталон профессионализма и одухотворенности челябинских танцовщиков.

Светлана БАБАСКИНА