15-04-98


Кому он нужен, этот КТОС?

Интервью по заданию читателя

"Городская администрация и Дума проводят кампанию по созданию комитетов территориального общественного самоуправления - КТОСов. Жители микрорайонов смутно представляют их необходимость и результаты деятельности. А ведь в городе уже создан 121 комитет! Это сколько же будет предоставлено телефонизированных квадратных метров и зарплаты председателям?

Р. ХАРИТОНОВА.

г. Челябинск".

Вопрос, конечно, интересный. За разъяснениями мы обратились к заместителю главы города, руководителю аппарата С.В. КОЗЛОВУ.

- Сергей Викторович, а, в самом деле, зачем нужны эти КТОСы? Ведь жили без них до сих пор...

- При советской власти была одна система управления. Сейчас иное государство. Его конституция и федеральные законы диктуют другую структуру управления. На основе нынешнего законодательства горожане приняли на референдуме Устав Челябинска, прямым голосованием избрали городскую Думу из 23 депутатов и главу города, который сформировал администрацию. Комитеты территориального общественного самоуправления - одно из звеньев в цепочке нынешнего государственного устройства. Еще раз хочу подчеркнуть, что организация КТОСов - не плод нашего воспаленного воображения. К этому нас обязало федеральное законодательство. В нем четко прописано, как, что и зачем создавать. Мы работаем в этом направлении всего год, поэтому неудивительно, что рядовые горожане пока еще смутно представляют общественное самоуправление.

- Тогда давайте по порядку: цель создания территориальных комитетов?

- Чтобы не доводить взаимоотношения власти и горожан до ненужного обострения, администрации города и районов должны знать, все ли они делают правильно. Комитеты территориального общественного самоуправления задуманы как связующее звено. Если администрация делает что-то "не так", то через комитеты жители микрорайона смогут быстро довести свое мнение до местной власти. А ей, в свою очередь, проще и эффективнее работать с несколькими активистами, чем с десятью-двадцатью тысячами жителей микрорайона.

- С какими проблемами горожане смогут обратиться в КТОС?

- С любыми. Взять ту же внутриквартальную застройку. Если жильцы не согласны с заключением "Челябинскгражданпроекта", комитету легче добиться независимой экспертизы, чем, скажем, инициативной группе из двух-трех пенсионеров.

КТОСы будут тесно связаны с участковыми милиционерами, выявлять, кто засоряет территорию, ведет несанкционированное строительство. Мы возлагаем на них надежды в работе с подростками и молодежью. Да и одинокие больные старики скорее попадут в поле зрения территориальных комитетов, чем районной администрации.

Надеемся, что КТОСы скажут свое слово в избирательных кампаниях. Часто бывает: изберут депутата, а потом не могут его найти. Поэтому мы уже сейчас настраиваем территориальные комитеты самоуправления: ищите, выдвигайте в будущие выборы кандидатов, которым доверяете, с кем могли бы работать.

За комитетами стоит население, и власть не может не считаться с ними. В каждом районе уже созданы муниципальные советы. В них входят все председатели КТОСов, депутаты областного Законодательного собрания и городской Думы от района, глава администрации. Советы рассматривают планы социально-экономического развития, решают текущие задачи.

- Значит, в микрорайоне, где я живу, тоже есть комитет территориального общественного самоуправления? Но я что-то не помню объявлений о его выборах...

- Да. Организация КТОСов у нас завершена. Весь город мы разбили на микрорайоны, исходя из целесообразности. Скажем, у жителей частного поселка одни проблемы, у жильцов многоэтажных домов - другие, поэтому территориальные комитеты объединяют разное количество населения - от 500 человек до 20-30 тысяч. Всего получилось 121 территориальное образование. Затем мы провели выборы старших подъездов, домов или улиц в поселках (точно, такое объявление на нашем подъезде было - О.С.). Старшие домов (улиц) стали делегатами конференций, которые на чисто гражданской неполитизированной основе избрали комитеты территориального общественного самоуправления.

- Что из себя представляет этот актив?

- В каждом комитете от семи до 13 человек. Председатели, как правило, пока неосвобожденные. За свою работу они получают плату, как за депутатскую деятельность: четыре минимальные оплаты труда. По возрасту это вполне работоспособные люди: 15 процентов председателей - до 40 лет, 63 процента - от 40 до 60 лет, остальные - старше 60. У них достаточно высокий общеобразовательный уровень: 45 процентов имеют высшее образование, 38 - среднее специальное и лишь 16 - среднее.

Глава города настроен обеспечить комитеты территориального общественного самоуправления достойными телефонизированными помещениями, чтобы в них можно было нормально работать с населением.

- А вы не идеализируете КТОСы? У нас ведь не случайно прижился афоризм: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

- Все зависит от того, как относиться к ним. Если формально, то идея умрет, не родившись. А если настроиться на работу всерьез и надолго, то КТОСы будут жить. Мы понимаем, что хотя народ в комитеты избран грамотный, но в подавлящем большинстве он не знаком со спецификой управленческой работы. Будем учить. В апреле проводим учебу председателей с отрывом от производства. Специалисты Уральского филиала академии государственной службы дадут им знания о правовых основах местного самоуправления, основах финансового и социально-экономического построения района и города в целом.

Ольга СТРИЖОВА.

г. Челябинск.