15-04-98


Надышаться свежего воздуха...

Первое издание книжки Алексея Свирского "Рыжик", ставшей затем на многие десятилетия настольной книгой для многих поколений отечественных детей, пришлось на 19О1 год. Нынче Челябинский Дом печати "Рыжика" переиздал с предисловием Алексея Казакова. Известный литературовед обнародовал многие, доселе малоизвестные подробности жизни автора.

Писать Алексей Свирский научился в тюрьме, куда сдался, спасаясь от нужды и холода, в возрасте 22 лет. Его первым учителем стал тюремный смотритель Иван Савельевич. Позади у Свирского было беспризорное детство, пятнадцать лет скитаний по Руси, впереди - литературная жизнь, многотрудная и разнообразная: книги, пьесы, редактирование газеты и журнала, управление "Домом Герцена", в котором размещался Союз писателей. Однако главным делом его жизни остался "Рыжик", книжка для детей, написанная так, что ее интересно читать и взрослым. "Сколько раз, - вспоминал писатель, - склонив седую голову над бумагой, я плакал слезами беспризорного ребенка!.. Сколько раз безжалостная память заставляла меня вторично переживать кошмары прошлого!.. Сколько раз падал я в темные бездны унизительных обид! В этой книге человеческой печали нет ни одного выдуманного факта".

Прошлое России, быт и нравы жителей провинциальных окраин, жизнь, приключения Саньки Рыжика, его мечты о будущем счастье - крыше над головой и своей дороге - все это глубоко трогает душу читателя. Лучше всего читать эту книгу параллельно со своими детьми или вместе с ними. Общие ценности - единственное, что нам поможет понять друг друга.

...А своему близкому другу Алексей Иванович Свирский однажды сказал: "Из своего тяжелого, горького, бродяжьего детства я никогда не забуду и никому не отдам того, что на всю жизнь надышался свежего воздуха. А знаешь, как на рассвете шумят деревья?"

Понять душу странника может только странник, а вот прикоснуться к его духовному опыту - каждый читатель.

Елена РАДЧЕНКО.