15-04-98


Памятники. Чьи они?

Путешествие по центру Челябинска заставляет задать именно этот вопрос

Кому принадлежат памятники? Не правда ли, странный вопрос? Если они находятся в городе, стало быть, городу и принадлежат. Как дома, всякого рода сооружения - мосты, дороги, ограды, тротуары... Деревья, наконец.

Но ведь здания и сооружения непременно принадлежат кому-то конкретно. А кто хозяин памятников? Ведь, как любые рукотворные создания, они нуждаются во внимании и требуют ухода. Время и природные явления - дождь, снег, ветер, солнечный зной - не делают ни для кого исключения, и все разрушается под воздействием этих сил.

Много ли памятников в Челябинске? Не архитектурных, а скульптур, посвященных конкретным историческим личностям, либо символизирующим то или иное явление и событие.

...Железнодорожный вокзал - ворота города. Пассажир, впервые сошедший с поезда в Челябинске, не может не обратить внимания на могучего бородача из серого гранита в фартуке кузнеца, стоящего на привокзальной площади. "Сказ об Урале" - таково название этого огромного монумента. Это символ: встречающая приезжих скульптура как бы дает им понять, что они прибыли в край труда и мужественных людей.

Через центр города от вокзала проходит троллейбусный маршрут N 1. На протяжении этого непродолжительного по сравнению с другими маршрута находятся почти все "главные" памятники Челябинска. "Сказ об Урале" в этом случае - своеобразная точка отсчета. Много говорилось и писалось о том, что скульптура установлена неудачно: жалкое подобие бассейна никак не может претендовать на широкую водную гладь, стоять у которой должен был сказочный кузнец. Не о том сейчас речь. А о том, что скульптура, призванная украшать город, стала гигантским мусоросборником: в бассейн, который не видел иной воды, кроме дождевой, кидают мусор все кому не лень. И стоит кузнец на краю грязной ямы, знаменуя отнюдь не красоту созидания, а олицетворяя разрушение, запустение, а больше всего - равнодушие...

Следующий символ на маршруте - железнодорожник, переводящий стрелку. И поскольку он со знаменем, то ясно, что его стремление - перевести жизнь на новые рельсы. Время и людское равнодушие превратили эту идею в свою противоположность...

Если бы троллейбус не был привязан к проводам контактной сети, можно было бы завернуть на соседнюю улицу - к памятнику Цвиллингу, личности вполне конкретной. Памятник обезображен не временем, а рукой вандала: голова скульптуры залита красной краской, довольно похоже имитирующей кровь...

Над центральной площадью города, площадью Революции, возвышается памятник Ленину. Скульптуре около сорока лет, но если для бронзы это не срок, то на камень время свое воздействие оказывает. Лет десять назад за этим строго следили сейчас - постольку поскольку... Конечно, это самый центр города, на площади круглосуточный милицейский пост, поползновения вандалов пресекаются, хотя и были попытки что-то нацарапать на памятнике...

Так вот, о граните пьедестала. Этот памятник в 1997 году по указу Президента РФ попал в список "исключаемых из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) и местного значения". А это значит, что памятник как бы переведен на самообслуживание и гранит подновлять будет некому... И это при том, что высоких художественных достоинств скульптуры никто не отрицает, что подтверждали и эксперты самого высокого уровня (скульпторы Л. Головницкий и В. Зайков).

Алое поле. Кажется, еще совсем недавно это словосочетание вызывало у всех, кто был небезразличен к сохранению нашего историко-культурного наследия, чувство законной гордости. В этом небольшом городском парке (у коренных горожан он известен еще и как Детский парк) находится великолепное здание - храмовое сооружение, сверкающее золотыми куполами. Сооруженное в самом начале века в честь святого Александра Невского, оно много что повидало на своем веку. Здесь поначалу служили молебны, потом, с установлением советской власти, были здесь и склад, архив, хранилище, планетарий... В начале 80-х здесь были... руины. Энтузиасты восстановили здание, подарив городу прекрасный концертный зал с единственным на Урале органом.

Но храм не единственная достопримечательность Алого поля. На стороне, выходящей на проспект Ленина, с начала 20-х стоит сооружение в мавританском стиле. Это - тоже история. Сооружение причудливой архитектуры - тоже памятник Ленину. Не такой грандиозный, как тот, что стоит на площади. И сооружен по иному поводу: если открытие монумента на площади Революции было приурочено к очередной годовщине Великой Октябрьской революции (дата была даже не "круглая" - 1959 год), памятник на Алом поле в поле было решено соорудить на второй день после смерти вождя. Тогда же была предпринята попытка переименовать Алое поле в поле "имени тов. Ленина", но безрезультатная. Средства на сооружение памятника собирались за счет народных пожертвований. В день похорон был заложен первый камень, а через полтора года памятник был открыт в торжественной обстановке. Знали бы те, кто отдавал свои трудовые гроши на постройку этого своеобразного мавзолея, как будут относиться к нему их потомки через семьдесят с лишним лет! Мало того, что стены и двери исписывают всякими непотребными надписями, так еще бюст время от времени вытаскивают из ниши, в которой он установлен. Трудно поверить, что это делается из каких-то идеологических или политических побуждений. Но городскими властями не предпринимается никаких мер для пресечения действий вандалов, а скорее всего, мелких хулиганов.

Неподалеку от этого мавзолея, здесь же, на Алом поле, - аллея памяти пионеров-героев. Лица детей обезображены подрисовками и покрыты циничными надписями. И так эти портреты стоят уже несколько лет, явно никого не волнуя.

У главного входа в парк - скульптура, которая многие годы была как бы визитной карточкой Челябинска. Ее изображение тиражировалось десятки тысяч раз - на открытках, книгах, этикетках. Юноша в папахе, длиннополой шинели и грубых солдатских башмаках был известен каждому челябинцу. "Орленок" - песня, отлитая в бронзе и одетая в гранит, волновала молодых и старых. К "Орленку" приезжали экскурсии и свадебные кортежи, у него фотографировались... Пока от пьедестала не отвалилась первая плита...

Через дорогу от Алого поля высится здание Челябинского педагогического университета. У колоннады входа - скульптурное изваяние М. Горького. Наверное, руководители города и области, проезжая мимо в автомобилях, отворачиваются от этой статуи. От стыда. Пальто великого пролетарского писателя прохудилось до такой степени, что у пьедестала впору класть не цветы, а положить нищенскую шляпу для сбора подаяний... А ведь здесь кроме студентов проходят еще и тысячи горожан - как-никак центральная улица города...

Завершает проспект мощный скульптурный комплекс - памятник Курчатову, создателю отечественного ядерного оружия. Сказать, что это сооружение разрушается у всех на глазах, - значит еще раз повториться...

Так как же так получилось, что, с одной стороны, горожане поднимают из руин здания, а с другой, равнодушно взирают на то, как разрушаются памятники?

Интервал всего в какое-то десятилетие разделяет эти два взгляда на историко-культурное наследие. Существовавшее тридцать лет Челябинское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, насчитывавшее более трехсот членов, вело огромную работу. Количество стоявших на учете до создания отделения общества памятников было всего 160. За тридцатилетие число выявленных и поставленных на учет памятников возросло до 1800, причем 500 из них были взяты под государственную охрану. Восстановленная из руин церковь Александра Невского - не единственный объект, возвращенный к жизни энтузиастами, влюбленными в свой край, в свою историю, одержимыми людьми. Это и Свято-Троицкая церковь, и мусульманская мечеть, и древнейший памятник тюркской культуры под селом Варна на юге области - мавзолей Кесене (XIV в.), и еще многое другое.

Нуждаются во внимании, конечно, не только памятники, находящиеся в центре Челябинска. В городском парке имени А.С. Пушкина есть прекрасный бюст поэта, у музыкального училища им. П.И. Чайковского - бюст композитора. У главного почтамта в сквере Добровольцев - памятник танкистам. На мемориальном Лесном кладбище - месте захоронения воинов Великой Отечественной войны - скульптурный комплекс, олицетворяющий материнскую скорбь... Перечисление всех памятников займет не одну страницу...

Но вернемся к вопросу: почему так полярно изменилось отношение наше к историко-культурному наследию?

На первый взгляд, ответ лежит на поверхности. Произошло разрушение традиционных политических, экономических, национальных и культурных связей. Внедрение рыночных отношений во все сферы жизни вызвало в обществе также и определенные кризисные процессы. Кое-где в духовной жизни стали преобладать негативные факторы, произошли неблагоприятные изменения в общественном сознании. Стало наблюдаться падение образовательного и культурного уровня. Объективные критерии в оценке отечественной истории стали утрачиваться. Изменение идеологических ориентиров нередко приводит к утере ориентиров нравственных.

Утрачивается драгоценное чувство сопричастности к великому прошлому своего Отечества, Родины, края. Мало того, чувство патриотизма в некоторых случаях не просто ослабевает - проявляются враждебные тенденции по отношению к отечественным духовным традициям. Произошел также разрыв между культурными потребностями общества и их обеспечением. Отсутствие государственной поддержки не могло не отразиться и на деле сохранения историко-культурного наследия. Сохранность памятников истории и культуры оказалась не обеспеченной финансовыми, а также организационными и правовыми мерами.

Но все ли упирается только в недостаток или отсутствие средств? Ведь и прежде государство на реставрацию достаточно много не выделяло. Средства эти складывались в основном из добровольных пожертвований. Вот один пример: в 70-80-х годах государство выделяло на ремонт и реставрацию памятников 8-10 тысяч рублей. Общество охраны памятников находило на эти цели 80-100 тысяч, то есть в десять раз больше. И спрос за сохранность памятников партийные органы осуществляли в основном с общества.

Однако после событий 1991 года общество существовало лишь формально. Памятники с тех пор остались бесхозными. А вместе с тем в области процветают десятки общественных организаций, в уставах которых есть пункты, посвященные заботе об историческом и культурном наследии. Но никто, разумеется, памятниками не занимается, а упомянутые пункты внесены лишь с целью облегчить регистрацию этих обществ. В управлении юстиции регистрацию производят, но кто будет контролировать исполнение взятых обязательств?

Возраст памятников измеряется не годами - веками. Одно поколение сменяет другое. Гениальное творение Фальконе и Марии Кало - памятник Петру Великому - более двух веков оказывает огромное эмоциональное воздействие на людей самых разных идеологических убеждений. Вокруг этой конной статуи выстроили свое каре декабристы. "Медный всадник" вдохновил Пушкина на такие строки:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоту узды железной

Россию вздернул на дыбы?

Да и сама поэма "Медный всадник" появилась не без воздействия "кумира на бронзовом коне". И если проследить в рамках одного рода, приходили к Петру I прадеды и деды, отцы и дети, внуки и правнуки... Вот почему в дни артиллерийских обстрелов и бомбежек Ленинграда в грозные сороковые памятник был надежно укрыт мешками с песком.

Святынями стали для русских людей памятники Пушкину в Москве, Нахимову в Севастополе.

И если отец, взяв за ручонку сына, подведет его к памятнику, расскажет о нем, прикосновение истории не пропадет бесследно для ребенка. Став отцом, он тоже придет сюда с сыном. Им и в голову не придет, что памятник кто-то может осквернить...

Четверть века назад Челябинский педагогический институт и Челябинское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выпустили сборник "Родной край и школа". В книге убедительно доказывалось, что "мальчики и девочки, входящие в мир, нуждаются в том, чтобы их научили видеть заветное вокруг". Разве эта проблема перестала быть актуальной сегодня?

Воспитание с раннего детства навыков смотреть на мир (а стало быть, и на памятники) глазами своего народа - очень важная задача. Но осуществление ее даст свои плоды через годы. А памятники нуждаются в нашем внимании уже сегодня.

Что можно и что необходимо сделать?

Нужна большая просветительская работа, которую осуществляло общество охраны памятников.

Необходимо, чтобы областное Законодательное собрание приняло закон об охране и использовании памятников истории и культуры.

При областной администрации должен быть создан общественный совет по делам исторического и культурного наследия, в который войдут компетентные и болеющие душой за дело люди, бескорыстные энтузиасты.

В нашей области сейчас много богатых людей. Но где же меценаты, которые жертвовали бы средства на сохранение нашего исторического наследия? Или они, как говорят, возможны были только при царе? Надо убедить этих людей, что деньги на памятники они потратят на себя, на своих детей и внуков.

Воспитывать любовь к родному краю, как уже говорилось, надо со школы. Но и в вузах, и техникумах не должна прекращаться эта работа.

И, наконец, областная администрация должна по примеру таких городов, как Москва, Нижний Новгород, Владивосток, Краснодар, принять решение о создании комитета по делам исторического и культурного наследия. Создание такой организации - веление времени.

Сегодня мы говорим об экономическом, политическом и культурном возрождении нашего края. Но ведь не на голом месте мы будем строить его. Фундаментом может быть опыт прошлых времен.

Сергей ЗАГРЕБИН,

заслуженный работник культуры Российской Федерации.