15-04-98
Есть люди, которые еще при жизни становятся легендой. Таким человеком в сфере изобразительного искусства и - шире - культуры был Селиверст Эдуардович Блажевич.
В Челябинске жива легенда о его необыкновенных педагогических способностях, о глубочайшей интеллигентности и образованности, свойственной старой русской интеллигенции. В городе и по стране живут многие тысячи тех, кто занимался в его изостудии Дворца культуры ЧТЗ. Все, кто когда-либо общался с С.Э. Блажевичем, уносили впечатления о личности незаурядной, одаренной необыкновенной любовью к искусству и к людям. Живо дело Блажевича - изостудия ЧТЗ. Правда, сейчас - иное дело, и по сути, и по отношению, иное, чем тогда, когда зарождалось движение рабочих художников, у истоков которого стоял С.Э. Блажевич.
Этот человек - живое воплощение, живая история идеи "производственников", ЛЕФа, Пролеткульта о создании искусства для народа, для масс руками самого народа. Студенты Ленинградской Академии художеств (Институт живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е. Репина) Владимир Гингер и Селиверст Блажевич, а также литературный критик Григорий Серый (Гингер) обдумывают и обосновывают в 1923 году идею развертывания по всей стране движения рабочих художников с целью утвердить реализм в искусстве. Это их в Ленинграде можно назвать организаторами и полководцами "армии рабочих художников" - "рабхудов". Это движение шло под крылом Ассоциации художников революционной России. В Академии художеств возникли ячейки АХРР, как и в других художественных учебных заведениях. В борьбе за реализм Сильва Блажевич в стенах академии становится одним из создателей ОМАХРР - молодежной организации АХРР, затем участвует в создании ЛОРХ - Ленинградского общества рабочих художников, преобразованного в 1931 году в ЛАПХ - Ленинградскую ассоциацию пролетарских художников (по аналогии с РАПП). Учась в Академии художеств (1921-1926), Сильва Блажевич активно работает в массах - занимается с рабкорами в Ленинградском Доме печати, Доме просвещения народов Востока, Финском Доме просвещения, повсюду выявляет в эти и последующие годы среди рабочих одаренных художников. Занят художественными работами в Ленинградском институте агитации и техники речи, в Ленинградском губполитпросвете.
Блажевичу нетрудно было сделать выбор в жизни и в искусстве. Он родился в Витебской губернии (деревня Моньково Пустынской волости Дрисенского уезда), после приходской школы четыре года учился в слесарно-механической мастерской. Затем в 1914-1921 годах работал на железной дороге в Великолукских мастерских слесарем, токарем, кузнецом, фрезеровщиком. Частным образом продолжал образование общее и художественное, учился в Великолукском рабочем университете, а во время учебы в Академии художеств закончил совпартшколу в Василеостровском районе Ленинграда. Учась в академии, принял активное участие в борьбе ахрровцев против "формалистического левацкого" направления в Академии художеств, в результате этой борьбы левым "не удалось протащить в академию Малевича, Ермолаеву и других", как писал в своей автобиографии С.Э. Блажевич.
Эта борьба, как мы знаем из последующей истории советского искусства, имела успех в утверждении метода социалистического реализма, осуществлялась под руководством партии и имела трагические последствия для отечественного искусства. На эту борьбу за новое искусство, за воспитание рабочего-художника С.Э. Блажевич положил жизнь. И важно то, что именно эта работа по привлечению и обучению людей одаренных, молодежи, детей, взрослых, работающих на предприятиях, занятых на производстве, обучение их азам изобразительного искусства, участие этих студийцев в эстетизации окружающей жизни, проявление их способностей понимать искусство и влиять на окружающий быт - вот это и стало делом жизни Блажевича.
Наверное, дело еще и в том, что в Академии художеств у него самого были хорошие учителя - Савинский, Рылов, Петров-Водкин, Браз... Возможно, именно под их влиянием у Сильвы Блажевича в стенах академии проснулись педагогические наклонности. Это созидательное начало его натуры, а также талант просветителя, человека, имеющего острую необходимость делиться своими знаниями и умениями в искусстве, передавать другим свою любовь и увлечение искусством, развернулись в полной мере в Челябинске. Он с началом войны пошел работать слесарем-наладчиком на Балтийский завод, затем в 1942-м был эвакуирован в Архангельскую область на номерной завод, а в 1943-м - на Ленинградский Кировский завод в Челябинск. Именно здесь, в Челябинске, в конце 1946 года он организует распавшуюся к тому времени студию живописи и рисунка, которая существует и поныне. В очень короткое время студия стала известна за пределами Челябинска.
Блажевич развернул огромную работу со взрослыми и детьми. Студию ежегодно посещало около четырехсот человек, занятия велись по программе, продуманной и выстроенной методически. Тысячи людей прошли через студию, многие стали профессиональными художниками. Студия участвовала во всесоюзных и всероссийских выставках, регулярно проводила собственные отчетные выставки. Обширная пресса, отечественная и зарубежная, рассказывала об изостудии ЧТЗ и ее руководителе как о чуде, как о сенсации. Документы в госархиве Челябинской области и сам опыт студии позволяют высказать мнение о том, что студия, по сути, была настоящим, имеющим строгую учебную программу художественным учебным заведением в Челябинске - еще задолго до открытия художественного училища. В советское время вслед за знаменитой студией Н.А. Русакова - "Академией Русакова" в тридцатые годы - в сороковые-шестидесятые в Челябинске была "Академия Блажевича". О ней писали монографии, даже написан диплом на искусствоведческом факультете Академии художеств. Метод Блажевича по воспитанию художника заслуживает внимания и изучения.
Он был человеком своего времени, искренне преданным идее, которую считал истинной. Продолжая в искусстве передвижническо-ахрровскую традицию, он много, без всякой корысти для себя, потрудился в художественном воспитании.
Галина ТРИФОНОВА,
искусствовед.