15-04-98


Мой педагог

Селиверст Эдуардович Блажевич - это удивительная жизнерадостность, энергия, умение найти общий язык с любым собеседником. Это - доброжелательность и стремление помочь. Это - неистощимая любовь к искусству: живописи, рисунку, гравюре, скульптуре. Это - большая эрудиция в вопросах изобразительного искусства, его истории и технике. Это - удивительный талант педагога, умение пробудить в ученике заложенные начатки искусства, помочь ему, подсказать.

Это - неистощимый источник рассказов о художниках и картинах, о событиях в художественной жизни. Это - полное неприятие всех авангардистских течений. Только реализм и ничего больше. Реализм, граничащий с натурализмом, но над натурализмом Селиверст Эдуардович зло издевался и говорил:

- Натуралист увидит плевок на полу и напишет его, увидит окурок и напишет окурок, хотя по смыслу картины ему тут не место.

Как художник С.Э. Блажевич работал мало, даже очень мало. Я помню только три его произведения:

1. Портрет технолога ЧТЗ А. Иванова. Портрет тщательно прорисован и прописан с применением лессировок. Проработан настолько тщательно и скрупулезно, что сделан даже блик на кончике остро заточенного карандаша, торчащего в куртке Иванова.

2. Пейзаж - осенний вечер, тоже очень аккуратно написан. Мне запомнилась в нем красивая полоска зеленоватого неба.

3. Композиция - испытание танков в горах Урала, с несколькими фигурами в генеральских шинелях. Эта картина осталась неоконченной.

С.Э. Блажевич не был художником-творцом, но по призванию - художник-педагог, учитель. Учитель он был первоклассный. Под руководством С.Э. Блажевича в 1953 году в студии ИЗО ЧТЗ был сделан макет стенда завода для открывающейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С этим макетом в Москву была командирована группа в составе: С.Э. Блажевич - руководитель, А.А. Соколов - фотограф, К.И. Завьялов - конструктор и Н.И. Черкасов - технолог (последние двое - как художники). Эта группа в течение февраля и марта работала над картиной стенда. Там Селиверст Эдуардович занимался организационными делами. Осуществлял связь между нашей бригадой и главным художником павильона.

И конечно, установил самый тесный контакт с парторганизацией павильона и ее секретарем. С.Э. Блажевич был непоколебимым коммунистом-большевиком.

Относительно нашего макета стенда и картины нужно сказать, что это была самая настоящая провинциальная оформиловка. Когда на следующий год я был в командировке в Москве и поехал на ВСХВ с надеждой увидеть стенд ЧТЗ, сделанный по нашему эскизу, то увидел что-то совершенно иное, непохожее на наше творение.

Николай ЧЕРКАСОВ,

художник.