15-04-98
Передо мной фотография сорокалетней давности. Кто-то сфотографировал Селиверста Эдуардовича Блажевича, когда он рассматривал работы, которые я привез с Московского международного фестиваля молодежи в 1957 году.
Это были портреты участников фестиваля, сделанные в международной студии художников, и зарисовки с различных фестивальных мероприятий. В то время я уже не так часто посещал студию, так как работа в молодежной газете отнимала очень много времени. Но когда накапливалась изрядная порция рисунков, то я обычно спешил показать Селиверсту Эдуардовичу свои работы. Это были зарисовки, сделанные в поездках по стране, из моих командировок по области, а также книжные иллюстрации.
Он же показывал новые приобретения, сделанные для студии, в основном это были курсовые работы студентов Академии художеств, рисунки, акварели, эстампы, гипсовые фигуры... Селиверст Эдуардович делал все для того, чтобы студийцы могли плодотворно учиться и работать, остальное уже зависело от самого человека, от его желания и способностей. И нужно отметить, что студия в то время была укомплектована учебными пособиями и натурным материалом так, что ей могло позавидовать любое художественное училище.
Селиверст Эдуардович обладал удивительной доброжелательностью и тактом. И когда он "разбирал по косточкам" твои работы, указывая на все погрешности в рисунке и композиции, то все это воспринималось как-то легко и без обиды, ты видел свои работы уже другими глазами, с ощущением, что это ты сам обнаружил все эти недостатки, хотя за несколько часов до этого собирался похвастать своими "шедеврами".
Наверняка он, как и всякий человек, был подвержен разным эмоциональным всплескам. Не только радостным, но и гневу, и раздражению. Но так получилось, что я видел его всегда с доброжелательной улыбкой, с немножко хитроватым прищуром глаз, готовым всегда помочь тебе не только словом, но и делом. Таким он навсегда остался в моей памяти - мой первый учитель.
Я смотрю на фотографию сорокалетней давности и чувствую всем сердцем, что он рядом. Что смотрит он на мои работы, расставленные и разбросанные по мастерской, и примерно даже знаю, что он может сказать...
Анатолий ГИЛЕВ,
художник.