15-05-02
Премьера этого спектакля состоялась 9 апреля 1993 года. Режиссер-постановщик - Геннадий Мушперт. Когда-то он играл в нашем ТЮЗе, потом уехал работать в Ригу, откуда и привез "Датскую историю".
У этой пьесы два автора: первый - Ханс Кристиан Андерсен, написавший замечательную сказку о гадком утенке, а второй - Адольф Шапиро, сделавший из этой сказки драматургическое произведение. Он же был главным режиссером Рижского ТЮЗа, где "Датская история" была впервые поставлена. Мушперт играл там индюка. В Челябинске он дебютировал как режиссер, а сценографию осуществил Леонид Рошко.
Написанная в 80-е, пьеса имела ясно читаемый политический подтекст: взрослые узнавали в гадком утенке диссидента.
- Да куда они (домашние птицы - О.Г.) денутся? - спрашивает утка-мать.
- Туда, - отвечает ей королева птичьего двора утка-испанка. То есть за кордон, куда отправился ставший лебедем гадкий утенок.
К середине 90-х, когда тема диссидентства потеряла актуальность, "Датскую" стали играть про всякого человека, не похожего на остальных и не желающего "рыться в навозе" (человеческая и птичья темы удачно обыгрываются на протяжении всей пьесы).
Три раза, после ухода из театра исполнителей главной роли, спектакль умирал и актеры прощались с ним. Актриса Ольга Маянова, со дня премьеры играющая мать гадкого утенка, вспоминает, что теперешний сынок, Павел Михайлов, у нее уже четвертый. Каждый Гадкий запомнился как неповторимый образ. Первый, Андрей Урбанович, ныне завлит "Манекена", был поэтичным, второй, Михаил Мальцев, - дерзким мальчишкой, Михаил Оболдин, которого уже нет в живых, - отчаянным, пронзительным и совершенно непредсказуемым. И, конечно, для всех эта роль была любимой. Павел Михайлов мечтал о ней еще с института. Его Гадкий получился душевным