15-05-02
Характерная особенность чиновничьих контор в том, что, создаваясь и размножаясь с целью делать людям добро, они тут же свою заботу превращают в безжалостную и обременительную обузу.
С недавнего времени российское население озаботили новым веянием. Владельцев частного жилья заставили ударными темпами оформлять документы на право собственности. Мол, не имеет значения, что вы, Иван Иванович или Марья Митрофановна, своими руками когда-то строили свои домишки, покупали их на кровные или получили от родителей и прожили в этих хоромах десятки лет. Они хоть и ваши, но как бы и не совсем. Вашу собственность, конечно, не отберут, но если вы ненароком, а все мы смертные, уйдете в мир иной, то у ваших наследников неминуемо возникнут проблемы. Начнут они, скажем, переписывать на свое имя оставленное вами наследство, а им тут же и скажут: "А подтвердите-ка, уважаемые, что умерший ваш родственник был владельцем своего дома, а вы его законный наследник!" То-то же: Так что, пока живы, действуйте.
Владельцы частного жилья люди в основном пожилые или уже состарившиеся, прожитый день считают за год, поэтому нетерпеливые. Дружно пришли в движение и спешно бросились наводить порядок в документах. И тут оказалось, что "Похозяйственные книги", где зафиксирована их собственность, все годы служившие официальными документами, больше таковыми не являются. Эти книги, изобретенные советской властью для своих подданных россиян, при оформлении собственности теперь стали чем-то вроде филькиной грамоты. Куда бежать, в какие двери стучать, чтобы помогли "привести в соответствие" документы на собственность? Работники Увельской регистрационной палаты, к примеру, без лишних слов всем таким озабоченным ходокам до последнего дня советовали обращаться в суд, чтобы исключительно в исковом порядке подтверждать свое право на собственность. Иск обязывает предварительно уплатить пошлину от стоимости дома, то есть возвращаемой себе своей же собственности. А эта пошлина - от 900 до 5000 рублей из тощего кошелька пенсионера. По утверждению председателя Увельского суда А. Винокурова, есть и другая форма признания собственности в суде, которая обойдется владельцу в десять рублей. Но об этом в регистрационной палате как бы и не знают.
- У меня одна бабушка чуть в обморок не упала, когда услышала, во сколько ей обойдется пошлина. Ушла, заплакав, - говорит адвокат А. Бентюков. - Бесчеловечно. Конторы создают вроде бы с благой целью, хотят, как лучше, помогать людям, но получается, по незабвенному премьер-министру, как всегда.
Не знаю, искренне ли хотели делать хорошо, а если хотели, то кому? В бюро технической инвентаризации, например, за обмер усадьбы и оформление технического паспорта берут больше тысячи рублей. В этой же конторе за изменение пары фамилий в компьютерном документе, требуют сотню рублей. По триста рублей за оформление документа надо платить в регистрационной палате. По словам работников суда, в той же районной регистрационной палате, то ли умышленно, а может, по недомыслию, действует какой-то хитрый способ: обратившегося владельца собственности направляют к определенному нотариусу, адвокату - все на хозрасчете, все хотят кусок хлеба с маслом. Одна особенность таких услуг: в регистрационной палате даже не представлены людям образцы заполнения документов, чтобы самим, кто может, бесплатно заполнить нужные графы тех же проектов договоров по купле-продаже.
Несколько дней назад по просьбе председателя Увельского суда к нему "на выяснение позиций" приезжала ответственный работник областной регистрационной палаты. Самое поразительное, что проблему разрешили за считанные минуты. Оказалось, что многое в оформлении права на собственность, в купле-продаже - это всего лишь местная самодеятельность. Всего-то и дел - отказаться от слова "иск", вывесить в присутственных местах бланки образцов, а из цепочки купли-продажи исключить нотариат. Но именно эти и подобные "мелочи" превратили жизнь людей в нервотрепку, а у многих и отняли последние деньги. n
Анатолий ЛЕТЯГИН
собственный
корреспондент