15-05-98


Я влюбилась в Монтессори

Помните ли вы свою первую учительницу? Я свою хорошо помню. Галина Александровна с аккуратным "гнездом" седых волос и длиннющей указкой в руках. Ох и боялись же мы этой указки! Нет, не из-за какого-то там учительского экстремизма, а вот просто направит ее на тебя - и прямо дрожь в коленках. Вот ведь были учителя! И как же я удивился, когда среди 58 тысяч учителей области "Учителем-98" безоговорочно признали хрупкую пятикурсницу ЧГПУ, учительницу младших классов из города Трехгорный. Бал, цветы, шампанское - все в этот вечер было для нее. Может, рекламный трюк для поддержания престижа профессии?

КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ. Самое расхожее мнение, что в учителя идут либо по призванию, либо по "незнанию". "Учитель года" Марина Калмыкова просто нашла свою колею. В детстве, как все девчонки, мечтала стать актрисой, год занималась в студии театра драмы под руководством народного артиста Наума Орлова:

- Ушла по собственному желанию (смеется) и не думаю, чтобы огорчила этим Наума Юрьевича. Что не мое, то не мое. Поступила в педучилище и после его окончания уехала с мужем в Трехгорный.

В школе молодой учительнице не понравилось сразу. Все "души прекрасные порывы" почему-то оставались бесплодными:

- Наша школьная система практикует естественный отбор. Взять нормальный старт могут только сильные дети. Те, что не сумели мобилизоваться против первых трудностей, теряются, отстают. Программа не ждет. Учитель начинает "воздействовать словом" и делает еще хуже! Растерянность возрастает уже в геометрической прогрессии. И ко второму, третьему классу, как правило, встает вопрос о переводе слабеньких в класс коррекционного обучения. В лучшем случае они могут выровняться и стать троечниками. Часто на всю жизнь. Кем станут? Уж точно не "звездами".

ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО СЛОВА. Действительно ли 60 (!) процентов детей не способны к учебе? Задавшись этим вопросом, начинающая учительница Марина Юрьевна зарылась в педагогических трудах и обнаружила в "публичке" книгу итальянского педагога, доктора медицины Марии Монтессори, написанную еще в начале века.

- По системе Монтессори на детей не давит классно-урочная система. На уроках каждый может заниматься тем предметом, какой сам выбирает. И столько времени, сколько захочет. Никаких учебников. Только яркий обучающий материал. Ребенок воспринимает окружающий мир руками. Ему просто необходимо все потрогать. Кроме того, дети в один класс набираются разного возраста. И учатся "сосуществовать". Вы думаете откуда у нас в армии "дедовщина"? Мы ведь с самого детства привыкаем находиться только в кругу своих одногодков. И главное - свобода действий и передвижений в классе. Не верится?

На самом деле адаптировать систему Монтессори к нашей школе не так-то просто. Пришлось идти на компромисс - брать детей с возрастной разницей только в один год, оставлять часть обычных уроков, чтобы при окончании начальной школы ученик был готов к следующей ступени обучения. Но уже при проверке в классе коррекционного обучения нововведения вдруг вызвали такой прорыв у некоторых "безнадежно" отсталых детей, что о новой системе заговорили. А в пятый класс уже все ученики Марины перешли без троек. Половина - с пятерками. Дальше - больше. Сложилась новая концепция школы.

И ВЕДЬ ПОЛУЧАЕТСЯ. Сегодня Марина Калмыкова уже имеет несколько предложений о продолжении карьеры после университета. Московский Монтессори-центр и работа за границей, конечно, привлекают. Но есть и мечта - открыть свою Монтессори-школу в Трехгорном. Такова жизнь: одни ломают копья в спорах о будущем российской школы, другие просто пробуют учить по-новому, и ведь получается...

Андрей НЕЗВАНЫЙ