15-05-98


Бой

- Пуэрториканцы любят бокс?

- Любят - очень мягко сказано. Такого ажиотажа я нигде и никогда еще не видел. Во Дворец спорта, вмещающий 15 тысяч зрителей, набилось 20 тысяч болельщиков. Хотя нет, я немного забежал вперед.

Шоу началось еще на взвешивании. Мы с Лайлзом выступаем в категории 76,2 кг. У меня проблем с весом никогда (тьфу-тьфу-тьфу) не бывает. Не было и в Сан-Хуане. А Фрэнк "гоняет" 12-13 килограммов, поэтому иногда возникают проблемы. И вот он встает на весы. 200 граммов выше нормы. Судья говорит: "Вес засчитан", моя команда оспаривает решение: "Пусть бегает или взвешивается без трусов". Крик, шум, вспышки фотоаппаратов, телекамеры. Шоу продолжается во время выбора перчаток. Менеджер Лайлза, негр, что-то говорит моему представителю-французу, оба встают в боевые стойки и машут кулаками. Снова вспышки камер, десятки журналистов, приехавших в Пуэрто-Рико освещать турнир (кроме нашего с Фрэнком поединка, состоялось еще пять рейтинговых и титульных встреч).

- Андрей, ну вот, взвешивание, споры, примерка перчаток и разминка позади. Ты в ринге, в противоположном углу - четырехкратный чемпион мира. Вас разделяют несколько метров и рефери в центре квадрата.

- Кстати, о рефери. Когда судья (по традиции) пришел в нашу раздевалку знакомиться, он показался мне честным и справедливым дядькой. Ему на вид лет 60 или чуть больше, честное волевое лицо, уверенный взгляд. Однако первое впечатление оказалось обманчивым. Арбитр сделал все, чтобы Лайлз сохранил свой титул.

- Например?

- Во втором раунде я "достал" чемпиона хорошим ударом. Это был как минимум нокдаун. Теряя равновесие, Лайлз крепко ухватился за меня, и мы упали. Судья не стал открывать счет, а не спеша поднял нас в стойку, поправил Фрэнку трусы и только после этого скомандовал "Бокс!". Публика, наслышанная о разящих ударах чемпиона мира (три титула из четырех он выиграл нокаутами), начала посвистывать. Потому что все оставшиеся десять раундов, едва я начинал переигрывать Лайлза, следовала команда "Стоп!" или Фрэнк начинал виснуть на мне.

- Входил в клинч?

- Да, по-борцовски обхватывал меня и не давал бить. Но я уяснил для себя главное: чемпиона мира можно свергнуть с пьедестала. Болельщики подтвердили мою уверенность: Лайлза они проводили оглушительным свистом, а Шкаликову аплодировали.

После боя

- Ваш бой с чемпионом начался скандалом, скандалом и закончился...

- После гонга мои представители подали апелляцию в судейскую коллегию WBA. Решение арбитров никто не отменил, потому что промоутером Лайлза является могущественный Дон Кинг, однако меня оставили первым претендентом на титулы чемпиона мира и Европы. Буду готовиться к новому бою, но сначала надо подлечить руки (деньги на лечение боксеру дали генеральный директор завода им. Колющенко Сергей Бухдрукер и начальник торгового отдела этого предприятия Виктор Воропаев - Б.Т.) и набрать хорошую форму. Оказывается, чемпионы не так уж страшны, как их малюют в прессе и на телевидении. Если бы наш бой состоялся не в Америке, а на нейтральной территории, победу присудили бы мне.

Русские идут!

- Лет 15-20 назад американские политики пугали своих граждан "советской угрозой". Мол, СССР готовится к ядерной войне. Сегодня, по-моему, впору готовиться к "русской угрозе" на спортивных аренах. Хоккеисты и фигуристы уже заняли свое место под американским солнцем, боксеры готовятся потеснить заокеанских соперников. Или я выдаю желаемое за действительное?

- Не стоит спешить. Американский профессиональный бокс развивался сто лет. За эти годы он набрал мощь, превратился в большую индустрию. Все ключевые и денежные позиции заняты американскими специалистами. Мы в этом мире пока новички, и надеяться на быстрый рывок было бы наивно. Чужаков в США не очень-то жалуют, мой поединок с Лайлзом - тому подтверждение. Однако у русских людей есть одно неоспоримое преимущество. Они быстро учатся, схватывая все на лету. К тому же публика устала от негров и латиноамериканцев, доминирующих сегодня на ринге. Для поддержания интереса к профессиональному боксу срочно нужен белый чемпион мира, желательно в тяжелой весовой категории. Ко мне до сих пор подходят болельщики, менеджеры и промоутеры с вопросом: "Где потерялся ваш тяжеловес Евгений Белоусов?", хотя Женя лет пять не участвует в состязаниях. По мнению знатоков бокса, он - один из немногих "тяжей" мира, который мог бы сделать стремительную карьеру на большом ринге.

- А вообще, много ли челябинцев из ныне выступающих в статусе любителей способны на успех в профессиональном боксе?

- Спортивный клуб "Урал", которым руководит Евгений Вайнштейн, располагает отличными бойцами практически во всех весовых категориях. Некоторых ребят можно хоть сейчас переводить в "профи". Но одному Вайнштейну работать и с любителями, и с профессионалами будет не под силу. Во-первых, где взять сразу столько денег? А во-вторых, и это главное: в России пока не создан институт менеджеров и промоутеров, способных "доводить" спортсменов до хорошего профессионального уровня. Один Владимир Кушнир с этой задачей не справится, ему нужны помощники. Заграничные промоутеры помогают, но кто знает, сколько они зарабатывают на наших боях? Поэтому я хотел бы после завершения спортивной карьеры работать в профессиональном боксе в качестве промоутера. Но сначала надо стать чемпионом мира.

Борис ТИТОВ.

На снимке: Андрей Шкаликов уступил титул чемпиона Европы. А пояс остался!