15-07-97


Притяжение тайны

В Челябинской областной картинной галерее открылась выставка акварелей курганского художника Владимира Пшеничникова

В даль времен и глубину пространства вовлекает человека пустыня: дыхание вечности, нескончаемый диалог земли и неба завораживают его. Он так мал, но может порою вмещать в себя бесконечность - зрением ли, мыслями, душою. Это бывает нечасто: когда вдруг настигает звучание органного хорала, когда стены храма или страницы книги рождают чувство причастности к величию мира. Нечто подобное происходит на выставке акварели Владимира Пшеничникова.

Такая была его, художника, фортуна - открыть для себя и для нас неведомый доселе, неотразимо притягательный мир в самом сердце Великой степи, в Монголии.

Плавны очертания гор на горизонте, обведенные светлым солнечным резцом. В мягком сумраке покоится долина, одинокая звезда в небе, а на земле - одинокий путник. И нет в этом одиночестве ни боли, ни тоски, есть мудрость - философия Востока: человек, удаленный от суеты, наедине с миром постигает истину. Одиночество в распахнутом пространстве открывает величие мироздания даже тщеславному, слабому, суетному, ибо оно ставит человека лицом к лицу с бесконечным, напоминая о краткости бытия. И веру в себя человек тоже находит здесь, в пустыне, ибо он может преодолеть малыми шагами огромное пространство, и может заполнить степь звуками своей песни, преодолевая безмолвие музыкой, а холод и тьму - огнем костра. И, думая о вечном, он учится понимать время...

Многое открывается в листах акварели, так мало похожих на прозрачно-капризную игру бликов, подвижные фантазии текучей "водяной краски". Непривычная плотность цвета, мягко переходящего в свет, монументальная лаконичная строгость пластики горных вершин, почти графическая ясность силуэта, открытое и манящее, как морская даль, пространство сочетают в себе магнетизм и тепло человечности. И более всего привлекает очистительное, живое, столь редкое ныне ощущение покоя и мира, излучаемое большинством работ. Эти удивительные "окна в другой мир" обладают даром умиротворения, перед ними отступает агрессия, страх, нервозность, - прикосновение души как благословляющая рука матери-природы успокаивает и утешает, дает сознание силы. Возвращает утраченное чувство гармонии.

Каким чудом удалось это художнику - не знаю. И почему-то не хочется "алгеброй гармонию поверять". Есть мудрое японское определение - "красота недосказанности". Быть может, неназванное чувство волнует и обещает больше, загадка неразгаданная более возбуждает творческую фантазию человека и дольше сохраняется в его памяти, тревожит ум и сердце.

Словно ожерелье из говорящих самоцветов, разворачивается панорама видений: монгольские степи и горы, пустыня Гоби с редкими, одиноко стоящими деревцами и маленькими юртами вдали, пешими путниками, всадниками, верблюдами, закатами и рассветами, тревожным мерцанием звезд и сиянием полуденного неба...

Это наше "Путешествие в страну Востока" - откровение художника и наше открытие далекой прекрасной и неповторимой земли, увиденной его глазами, постигнутой его сердцем, воплощенной его кистью. Кистью мастера.

Любовь КОЧАРИНА,

искусствовед.

г. Челябинск.