15-08-01


В "Доме Метенкова" Васильев как родной

Выставка известного челябинского фотомастера с успехом проходит в Екатеринбурге

Единственный на Урале фотографический музей "Дом Метенкова" проводит I Екатеринбургский открытый фотофестиваль. Он открылся несколько дней назад. В программе - выставки классиков русской фотографии из фондов Союза фотохудожников России, фотоконкурс "Город и человек". Устроители задумали в рамках этого фестиваля провести еще и персональную выставку такого фотомастера, который бы слыл большим авторитетом и уже занял достойное место в истории фотографии урало-сибирского региона. В этом смысле, очевидно, нет равных нашему земляку, обладателю наград мирового уровня Сергею Васильеву. Его и пригласили организаторы, которые, впрочем, давно его к себе звали. И не прогадали. Зрительский успех, неизменно сопутствующий экспозициям Сергея Григорьевича, здесь проявился особенно ярко. Кстати, мастер признался, что "иногородний" прием почему-то всегда теплее и искреннее, чем "домашний". Хотя объяснение тому банально: привыкание разрушает магию чуда. А именно его увидели наши соседи в работах Васильева, который показал им коллекцию своих черно-белых ретро-снимков из серий "Рождение", "Сельская баня", "Отчужденная Россия", портреты известных людей (писателя Полевого, художника Коненкова, маршала Конева и других). "Это большой подарок", - говорили екатеринбуржцы, хотя они и больше нас избалованы плодами высокого искусства. А две немолодые женщины, в пояс поклонясь Васильеву, пытались даже приложиться к его мастеровой руке, словно он священник или пророк. Вокруг него хороводились работники СМИ, выпытывали профессиональные секреты. Юная журналистка огорошила вопросом: "В каком стиле вы работаете?" - "В фотографическом", - мысленно съехидничал Сергей Григорьевич.

Автора реалистичных, нередко строго документальных снимков, наверное, запомнили те жители уральской столицы, которые видели его выставку фотографий из Москвы, запечатлевших путч 1991 года. Они долгое время висели на стендах около главпочтамта. Фотографический музей - это, разумеется, другой, более изысканный способ подачи авторских произведений. Здесь ты имеешь возможность остаться наедине с фотоизображением, и потому оно впечатляет сильнее, глубже. Сам Васильев тоже побывал в роли зрителя, любуясь еще одной коллекцией, которую предоставил музею Союз фотохудожников России. Это фотографии Гринберга, они дошли до нас из 20-х годов прошлого века, запечатлев различные исторические события и неординарных персон, таких, как Максим Горький, например.

К слову, история фотомузея, который открылся в 1998 году, тоже небезынтересна для нас. Хозяином этого здания когда-то был Вениамин Леонтьевич Метенков. Он родился в 1857 году на Южном Урале, точнее, в Миассе, в семье старообрядцев. А в Екатеринбурге стал жить с 1883 года. Но что значит "жить"?! Он почти не сидел на месте - с фотоаппаратом в руках объездил весь Урал, снимал любимый край, красоту которого передавал на снимках. Издавал открытки, фотоальбомы с этими потрясающими видами. Он был летописцем своей родины. Мастерство фотохудожника высоко оценивали эксперты, он выставлялся и в Москве, и в Париже. К тому же сумел наладить оптовую и розничную торговлю фотоматериалами, что приносило немалый доход. Открыл свой магазин - "Дом Метенкова". Но деньги и слава не были для него главными. "Я никогда не помышлял о накоплении, - писал Вениамин Леонтьевич, - все средства употреблялись мной на развитие любимого дела:" Если его дух витает сейчас в стенах музея, то Метенков, несомненно, восхищен коллекцией своего земляка Сергея Васильева, столь схожего с ним своим отношением к профессии.

Лидия САДЧИКОВА