15-08-02


"Не умирайте от рака!"

"Челябинский рабочий" провел прямую линию, посвященную одной из самых страшных и распространенных у нас болезней - раку. Объявляя ее, мы и предположить не могли, какой поток боли, отчаяния и невежества обрушится на редакцию. Главный онколог области Андрей Важенин сумел ответить на два десятка звонков наших читателей. А люди не только из Челябинска, но из городов и районов области продолжали звонить, жалуясь и благодаря, задавая вопросы и умоляя о консультации. Часть разговора с комментариями ведущего специалиста области мы публикуем сегодня.

Важенин Андрей Владимирович

1958 года рождения. В 1981 году окончил Челябинский мединститут, а затем и ординатуру на кафедре онкологии. С тех пор 20 лет работает в областном онкодиспансере: сначала врачом, затем завотделением, начмедом, заведующим кафедрой и главным врачом. Доктор медицинских наук, профессор, академик РАМТН. У него более 30 учеников - кандидатов и докторов наук, издано около десятка книг, напечатано несколько сотен статей. Параллельно получил второе высшее образование, чтобы знать законы и экономику. Управляя огромной больницей, Важенин чиновником не стал. "Я играющий клиницист", - говорит о себе. Недавно избран председателем Ассоциации онкологов Урала, куда вошли Екатеринбург, Тюмень, Ижевск, Курган, Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецкий округ. То есть Челябинск официально признан онкологической столицей Урала.

Чудес не бывает?

- Мне 79 лет, я больна лимфолейкозом. В пятом номере "Здорового образа жизни" один академик рекомендует лечиться перекисью водорода. Что вы об этом думаете?

- Слушайте, у вас есть унитаз?.. Так вот бросьте его, пожалуйста, туда вместе с рекомендациями. Перекись водорода - это яд, и лечиться им категорически нельзя.

- Но мне ведь после его приема стало значительно лучше, резко упали лейкоциты. Вы, наверное, просто этого метода не знаете. В газете же напечатано! И потом не кто-нибудь - академик советует.

- Поверьте мне, мы очень хорошо знаем, кто в России и за рубежом чем занимается, кто чего стоит и сколько трупов стоит за каждой публикацией всяких жуликов и аферистов. Онкология - открытая дисциплина, и жаловаться на отсутствие информации не приходится.

- Катенева Наталья Дмитриевна беспокоит. А как вы относитесь к кошачьему когтю? Его ведь врачи рекомендуют, в свое время были о нем хорошие публикации.

- Сугубо отрицательно отношусь! Это просто выкачивание из пациентов денег, но никакого эффекта в лечении онкологии он не дает. Газеты же под такими публикациями ставят рекламный значок, что означает: за содержание пиаровской кампании редакция ответственности не несет.

- У меня рак второй стадии, удалили молочную железу больше четырех месяцев назад. Каждый новый курс химиотерапии вызывает побочные явления, но меня выписали на работу. Неужели такая реабилитация за компьютером возможна и больничный мне не положен?

- К сожалению, это так. Побочные явления, о которых вы говорите, - нормальная реакция на химиотерапию. Потерпите, ведь это не главное. У вас очень хорошие шансы на выздоровление.

- Спасибо вам! Может, мне тогда травы какие-нибудь попринимать или селен?

- Никто из грамотных людей селеном не лечится. Если у вас деньги лишние есть, тратьте, пожалуйста. Селен, в отличие от перекиси водорода (тут перед вами женщина звонила) - не яд, вреда от него не будет, и прока тоже. А травы к лечению опухолей отношения не имеют.

- Как же так? На Свердловском проспекте, возле дворца спорта "Юность", есть фитоонкоцентр. Там разве не лечат?

-Там коррегируют аппетит, стул, отхождение мокроты, то есть занимаются терапией сопровождения, улучшая качество жизни онкобольных, поднимая их тонус. Руководитель центра Сергей Югов проходил обучение у нас в диспансере, защитил кандидатскую. Но с помощью трав злокачественные опухоли не лечат, и он этим не занимается, иначе пришлось бы его жестко поправить.

- Здравствуйте, а масло "Злато" предупреждает образование опухолей?

- Это глупости, рекламные штучки!

- Но ведь везде пишут: "нерафинированные масла содержат канцерогены, вызывающие рак". Какие продукты ведут к онкологии?

- Послушайте, рак ведь - не дизентерия, причина его - не в пищевых продуктах. Сигареты, водка - вот они вызывают рак. При чем тут масло? У меня просто нет цензурных слов.

Монолог онколога:

- Вы сами видите, как эксплуатируется извечная вера человека в чудо. Число жуликов, к сожалению, растет год от года. Они играют на снижении образовательного уровня наших людей, на их легковерности, на доступности прессы и телевидения. На человеческой боли и безграмотности наживаются состояния. Я устал повторять: акульи хрящи хорошо идут с пивом. И только. Чага, кошачий коготь - из той же оперы. Есть еще известный авантюрист Шевченко, который "лечит" опухоли подсолнечным маслом с водкой. Дешево и сердито! Почему же не поставить бочки в каждой онкологии мира? Еще в 1986 году появился в России такой "гений" Гочичиладзе, который "изобрел" препарат котрэкс, не дающий, кстати, абсолютно никакого эффекта. Но люди верят во все сказки и бредни. Дело в том, что в медицине гарантии дают или жулики, или умственно неполноценные люди. Мы сделаем все, что умеем, и все, что знаем, но, простите, гарантировать 5-10 лет жизни - это по части экстрасенсов. Онколог предлагает тяжелую операцию, длительную лучевую и химиотерапию. А жулик - жар-птицу в одночасье. Только я за 20 лет в онкологии чуда не встретил ни разу. Начинаешь разбирать "чудеса": или рака не было, или человека такого не существует. И обман онкобольных, я считаю, стоит в одном ряду с наркотиками и продажей оружия: деньги в обмен на жизнь, огромные деньги.

Легенды и мифы онкологии

- Андрей Владимирович, а разве рак излечим?

- Несомненно. Лечение рака в первой, второй и даже третьей стадии на сегодня эффективно на 40-53 процента, причем мы лечим опухоли любой локализации, вплоть до головного и костного мозга. Предмет гордости и свидетельство профессионализма челябинской онкологической службы - мы занимаем 7-е место в России по уровню заболеваемости, но по смертности - 18-е. Такого разрыва, в одиннадцать ранговых мест, нет ни у кого в России. Условной границей в онкологии считаются пять лет после операции. Но у нас есть люди, которые живут и 20, и 30 лет, давно родили детей, завели внуков. Другое дело, что менталитет наш таков: излеченные пациенты никогда не говорят о своем "раковом" прошлом. А вот о каждой смерти от рака знают все. И то, что рак молодеет, тоже легенда, просто абсолютное количество больных увеличивается. Если в 50-е годы в нашей области на сто тысяч населения приходилось 50 онкобольных, то теперь - 400. И всякий случай рака у юной девушки, парня вызывает, конечно, больше эмоций, чем у 80-летнего человека.

- У меня сыну 34 года, у него височно-лобная бластома. Он ослеп. Позади операции и восемь курсов химиотерапии. Его наблюдает очень грамотный врач Александра Федоровна Глущенко. Но в какой тяжелейшей мы ситуации! Вот что значит - парень служил на космодроме.

- Конечно, радиация имеет отношение к факторам риска заболевания раком. Но гораздо больше об этом легенд. Мы очень хорошо владеем ситуацией о географии рака в области. Больше всего заболевших в шахтерских и металлургических городах, далее идут Челябинск, Магнитогорск и только потом районы Течи, Кыштыма, Каслей. Был период выбросов "Маяка" - тогда наблюдался подскок по лейкозам, хроническая лучевая болезнь исчислялась не десятками тысяч, а 960 случаями. Сегодня же онкокартина в этих районах ничем качественно не отличается от "благополучных". Хотя только ленивый "не борется" сейчас с последствиями аварии на "Маяке".

По данным ВОЗ, традиционный вклад радиации в онкологию составляет 8-11 процентов. Главная же опасность - автомобильные газы, выбросы металлургических заводов, шахтной пыли, загазованные производства, плохого качества продукты, курение. Но мы не хотим всего это видеть, человек отмахивается от очевидных вещей. Кстати, редакция "ЧР", Дом печати находятся в одном из самых грязных мест города. Перекресток улицы Труда и Свердловского проспекта - это низина, куда стекаются выбросы заводов и крупных магистралей.

- У меня мама и бабушка умерли от рака. Как нам избежать его?

- Наследственная зависимость в большей степени касается женщин: рак молочной железы и тела матки. Но это лишь фактор риска для вашей сестры, но не для мужчины. Мы не считаем рак наследственным заболеванием. Другое дело, что мы наследуем от родителей не только биохимию и гормональный статус, но и образ жизни, привычки. Курят в семье отец, старший брат, значит, есть риск развития рака легкого, гортани, нижней губы.

- Андрей Владимирович, я из Октябрьского района звоню. Мама у нас три месяца болеет, кашляет, похудела, пожелтела. А ставят бронхит. И у вас в поликлинике были - бронхоскопия ничего не показала. Неужели опять в Челябинск ехать?

- Обязательно! Есть диагнозы, которые можно поставить в первые полчаса, но некоторыми занимаемся неделями и месяцами.

- И опять ждать, пока биопсия из Екатеринбурга придет?

- Это тоже одна из легенд. Ни в 50-е, ни в 70-е годы никуда ничего не посылалось. Технология приготовления препарата требует времени - 5-10 дней. И никаким волевым решением, звонком или блатом ее ускорить нельзя. Может, поэтому и возник этот миф. Анализы все мы делаем у нас, качественно и грамотно.

- У нашей бабушки рак легкого. Не опасно ли находиться рядом маленькой внучке, ведь говорят о вирусной природе рака?

- Да, вирусный компонент есть. Но это не грипп и не корь. Рак- абсолютно не заразное заболевание. Кроме соблюдения банальных правил гигиены в семье, больше ничего не требуется.

- Вот скажите, Андрей Владимирович, рак известен сотни лет. А почему лечения, кроме химиотерапии, так и не изобрели? Меня зовут Алексей Кириллов, я пенсионер, но все равно меня это беспокоит.

- Спасибо за интересный вопрос, Алексей Васильевич. Рак известен не сотни - тысячи лет, от него умирали еще в Древнем Египте. Иван Грозный умер от рака нижней губы, Некрасов - от рака прямой кишки. Но серьезное дело фейерверков не предусматривает - Америки открываются очень редко. Наркоз появился 100 лет назад. И с открытия Рентгена тоже прошел всего век. А полостные операции под наркозом в Челябинске вообще начали делать в 50-60-е годы. Методы лечения рака известны: хирургический, лучевая и химиотерапия. Но они постоянно совершенствуются. За последние десять лет, например, появилось несколько десятков новых высокоэффективных химиопрепаратов. Новые лучевые методики, аппаратура, иные диагностические возможности. Мы вместе с федеральным ядерным центром Снежинска открыли центр нейтронной терапии. Это не передел ракет на кастрюли, а реальная конверсия, лечебные технологии, на которых заняты ученые-ядерщики.

- И сколько ж это лечение стоит?

- Ни копейки для пациентов области. Но это - не панацея, это инструмент, полезный только в ряде случаев. Кстати, полный курс лечения онкобольного во всем мире стоит 20-30 тысяч долларов, поэтому онкология - государственная стратегическая отрасль. И если государственная медицина хоть на шаг отступает, нишу тут же занимают акульи хрящи, колдуны и кошачьи когти. Должен сказать, что челябинцы теперь уже не ездят за онкопомощью за рубеж. У нас в диспансере открылись уникальные офтальмоонкологический, урологический и ангиографический центры, где оперируют на европейском уровне.

- Раньше в онкодиспансере работали врачи с солидным стажем, а теперь вон сколько молодых. Разве можно доверять такую серьезную область неопытным врачом?

- У нас действительно много 30-35-летних врачей. Это люди, которые легко воспринимают новое и работают, как лошади (иначе в онкологии не получается). Согласитесь, 60-70-летним делать это сложнее. Тем более, что не возраст - показатель грамотности, а знания. Все они специализировались в столичных центрах. У нас 30 кандидатов наук, уже 6 докторов, тоже нестарые люди. Все заведующие диспансера - известные в России врачи высшей категории, со степенями. А то, что пока они еще молоды, ну, исправятся со временем.

Монолог онколога:

- Еще одна из онколегенд: для ранней диагностики нужны очень дорогостоящие приборы. Они тоже нужны, но чтобы увидеть первые симптомы, необходимо просто следить за собой. Чтобы определить рак кожи (его у нас в области очень много), рак нижней губы, надо просто посмотреть в зеркало. Видите незарастающую язвочку, родинка изменилась по объему, по цвету, кровоточит - идите к врачу! Опухоли прямой кишки определяются пальцевым обследованием, без всякой техники. Гинекологический рак выявит ежегодный профосмотр в зеркалах и ничего больше. Опухоли легких - флюорография. Сколько ее ругали, но ничего лучшего не придумали. Рак легких I-II стадии, когда его можно эффективно лечить, ставится только рентгенологически, потому что клиники еще нет, а болезнь развивается. Уж, казалось бы, все уши прожужжали: женщинам нужно осматривать грудь. Но две трети опухолей молочных желез у челябинских женщин мужики находят. Молодцы, конечно! Но почему женщины к себе так относятся? "Скорая" привозит к нам преподавателя вуза с ученой степенью, а у нее в груди громадная распадающаяся язва кровоточит. Женщина с ней полгода на работу ходит - вот вам и IV стадия рака. А сегодня вы слышали, какие мне вопросы задают? Я по телефону должен решить, оперироваться или нет, хотят диагноз поставить, не выходя из дома. Да еще и обижаются, когда приглашаешь в поликлинику. Помните: каждый житель Челябинска и области имеет право на бесплатное обследование. И я вас очень прошу: следите за собой, пожалуйста.

Не делайте из врача палача

- Я звоню вам из Карабаша. Две недели назад привез дочь к вам на обследование. У нее обнаружили рак желудка. Врач в поликлинике все анализы посмотрел и говорит: "Ничем помочь не можем. Уже пошли метастазы". В больницу не положили, ничего не назначили и отпустили домой. Разве такое может быть? Какая запущенная стадия, если дочка вообще ни на что не жаловалась, буквально в июле в первый раз пришла к врачу с язвой?

- К сожалению, ваша ситуация нередкая. В том-то и коварство этого заболевания, сложность диагностики, что симптомы появляются очень поздно. А агрессивные формы развития рака встречаются часто. Что я вам могу посоветовать? Нет смысла класть ее в стационар, ведь специализированное лечение невозможно. В таких случаях мы передаем больного терапевту.

- Ираида Геннадьевна беспокоит. Хочу проконсультироваться по поводу близкого человека. У него рак желудка, четвертая стадия, пошли метастазы в легкое. Есть ли у вас действенные методы лечения, например гипертермия?

- Гипертермия - старый, известный метод, которым пользуются в нашем диспансере. Но при раке желудка и легкого он не применяется никогда. Они во всем мире лечатся химиотерапией. Четвертая стадия абсолютно и категорически неизлечима. Но мы снимаем болевые синдромы, непроходимости, компрессии головного и спинного мозга, пищевода. Можем продлить человеку жизнь, поднять ее качество в отпущенное ему Богом время. В поликлинике на первом этаже открыт кабинет приема тяжелых больных, где вне очереди их принимает заведующая Н. Игнатьева или доцент Н. Шаназаров. Есть кабинет противоболевой терапии, где Александр Николаевич Косолапов в сложных случаях ведет коррекцию болевого синдрома. У нас появилась психологическая служба под руководством Ольги Николаевны Шаровой. Она кандидат наук, профессиональный психотерапевт и очень помогает человеку, у которого в одночасье ломается судьба и он находится в состоянии психоза, а также его родным.

Монолог онколога:

- Я категорически против эвтаназии даже у онкобольных четвертой стадии. Да, в Голландии принят закон об эвтаназии. Но все ли хорошо в этой стране? Раздача наркотиков на улицах, гомосексуальные семьи, легальная проституция. Я считаю: эвтаназия стоит в том же ряду.

Жизнь дана человеку не нами, не нам и решать, кому сколько жить. Кроме того, понятие излечимости пациента весьма субъективно: еще 10 лет назад мы в Челябинске не умели облучать головной мозг. Что же, надо было уничтожать этих людей? Далее. Существует возможность злоупотреблений. И, наконец, почему на врача общество готово возложить функции палача? Ничего себе милосердие получается!

Нина ЧИСТОСЕРДОВА