15-08-06


К нам едет "Ревизор"

Челябинск - первый гастрольный город, куда столичный театр имени Моссовета привезет свой самый масштабный спектакль

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Гастроли этого театра приурочены к юбилею Челябинска. За последние полвека Моссовет приедет к нам в восьмой раз. Предыдущая встреча с челябинским зрителем состоялась в 2003 году. Администрация театра сомневалась: "Возможно, не стоит бывать у вас так часто?" Но что может быть лучшим подарком для театралов Челябинска, чем лучшие спектакли одного из лучших театров Москвы! Переговоры взял на себя министр культуры области Владимир Макаров. И получил согласие. С 21 по 29 сентября театр имени Моссовета покажет шесть спектаклей на двух площадках - в театре имени Наума Орлова и в ТЮЗе.

Театр Моссовета всегда славился интересными актерами. Достаточно назвать имена Фаины Раневской, Веры Марецкой, Ростислава Плятта, Георгия Жженова. Сценические величины! На очередные гастроли к нам приезжают тоже звезды: Сергей Юрский, Александр Филиппенко, Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Александр Домогаров, Гоша Куценко, Лариса Кузнецова, Андрей Ильин и многие другие узнаваемые актеры.

Рассказать о спектаклях, которые смогут увидеть челябинцы, мы попросили инициатора гастролей, министра культуры Челябинской области Владимира МАКАРОВА.

- У каждой из шести гастрольных постановок - свой режиссер и особенное, авторское стилистическое решение. Челябинские гастроли Моссовета откроются спектаклем "Ревизор", оригинально поставленным Ниной Чусовой. В Москве это сейчас один из популярных спектаклей. Я шел на его просмотр с предвзятым чувством, зная, что действие перенесено в реалии нынешней жизни. Современные костюмы, сотовые телефоны, роликовые коньки... Но увидел яркое увлекательное зрелище, которое не только не перечеркивает классическое "происхождение" пьесы, но и лишний раз убеждает в гениальности Николая Васильевича Гоголя. Не выброшено ни одного слова из его нетленных текстов, хотя они начинают звучать удивительно современно. Нет никаких отступлений от сюжета, который, впрочем, по воле режиссера разворачивается в сегодняшней российской провинции. В принципе, напрашивается аналогия с криминализованной Москвой конца 90-х годов. Подпаивание Хлестакова происходит не дома у городничего, а в каком-то ночном клубе, сияющем неоновыми надписями "Казино", "Sex-shop", "Шаурма". Гоша Куценко рисует жуткий образ Хлестакова - этакого современного пройдоху. В роли городничего мощно и ярко предстает Александр Яцко.

"Чайку" поставил Андрей Кончаловский. Я видел в своей жизни много разных "Чаек" в разных театрах, но такой спектакль, где нет ни одной скучной или затянутой сцены, вижу впервые. Роскошные декорации, превосходные артисты. Режиссер "использовал служебное положение", утвердив свою жену на одну из главных ролей, и это оправданно. Красавица и умница Юлия Высоцкая прекрасна в образе Нины Заречной. Аркадину исполняет несравненная Ирина Розанова. Актеры-мужчины тоже великолепны. Александр Яцко трепетно играет Тригорина, и становится понятно, почему Аркадина влюбилась в него. Кончаловский, известный нам в большей степени как кинорежиссер, ставил спектакль явно по законам кинематографа, сделав его сверхдинамичным. Зрелище цепляет публику каждой своей мизансценой. Глаз радуется и душа наполняется. "Чайку" в такой постановке с удовольствием посмотрят разные категории зрителей. Она доступна и тем, кого телевидение "испортило" бесконечными телесериалами, после которых столь непросто переходить к более сложному искусству, и истинным театралам. Кстати, сам Кончаловский тоже приедет в Челябинск. Он будет встречаться со зрителями и журналистами.

Несомненный интерес вызовет спектакль "Муж, жена и любовник". Его поставил талантливый режиссер Юрий Еремин, который в свое время был главным режиссером театра имени Пушкина. В Моссовете он же поставил нашумевший "Серебряный век" и другие вещи. Пьесу "Муж, жена и любовник" он создал по произведениям Чехова и Тургенева. Получился пронзительный спектакль с элементами и комедии, и трагедии. С этим спектаклем театр объехал полмира, только что триумфально отыграли его на гастролях в Таллине. В нем блистают Валентин Гафт и Ольга Остроумова. Какие они актеры, рассказывать не надо: популярность обоих завоевана их киноработами. А вот Александр Яцко еще мало раскручен киношниками. Но в театре Моссовета это один из самых занимаемых артистов. В пяти из шести гастрольных спектаклей он играет ведущие роли, и как играет!

На большой сцене еще будет показан "Мой бедный Марат" Арбузова в постановке Андрея Житинкина с Александром Домогаровым, Андреем Ильиным и Ларисой Кузнецовой. Великолепная пьеса Арбузова, замечательный актерский ансамбль! Это зрелище для тех, кто любит красивое искусство.

Два спектакля, которые в Моссовете играются на малой сцене, пройдут на площадке ТЮЗа. "Предбанник" - самая свежая премьера. Спектакль поставил Сергей Юрский. Жанр необычный - "путаница в двух действиях". Сам Юрский играет одну из ролей, заняты также Александр Филиппенко, Александр Яцко, Анна Горнова, Вячеслав Бутенко и другие. Другой спектакль поставлен по пьесе Вуди Аллена. Он называется "Бог", его жанр автор обозначил как "древнегреческий домашний спектакль". Поставил "Бога" интересный молодой режиссер Виктор Шамиров, который и как актер занят в этом спектакле, а главную роль играет Гоша Куценко.

Многих театралов, разумеется, волнует вопрос о стоимости билетов. Некоторые зрители даже обижаются: "Почему такие дорогие билеты!" Но такова обратная сторона организации гастролей. Представьте себе, как велики расходы. Нужно привезти самолетом из Москвы, а потом обратно труппу из 100 человек, поселить их в гостиницу, накормить. Гонорар театру выплатить. Доставить двенадцать 20-тонных машин с декорациями. Ведь это не атреприза, когда с чемоданом приезжают два-три актера, а полноценные спектакли. Декорации для "Ревизора", например, масштабная конструкция, подразумевающая город. Они ставятся в течение 24 часов, а потом столько же времени уходит на демонтаж. "Ревизор" из-за этих сложностей даже в Петербург не повезли. Челябинск - первый город в стране, куда Моссовет везет этот спектакль. Кроме Москвы его нигде еще не видели.

Да, билеты не дешевые, а в первые ряды партера - дорогостоящие. На спектакли "Ревизор", "Муж, жена и любовник" места в первых рядах партера стоят по 2500 рублей. На "Мой бедный Марат" и "Чайку" - по 2000 рублей. На "Бог" и "Предбанник" - по 1500 рублей. Но, думаю, кто очень жаждет попасть на спектакли легендарного театра, не пожалеют 500 рублей, хотя увидят действие только с балкона.