15-09-00
Вдоль дорог Аргаяшского района выстроились березовые стволы - белые и беззащитные, без единого листочка. Только на самом верху ветер колышет тощие метелочки. Местные жители, увидев внезапно обнажившиеся деревья, вынесли свой вердикт: опять "Маяк" засветился!
- Гусеницы поработали, - комментирует для "Челябинского рабочего" невеселую ситуацию глава района Марат Камалов. - Это еще что! Внутри леса все подчистую обглодали. У дорог им не так комфортно: пыль, газы от проезжающих машин. Вот они и перебираются в места почище.
С зеленой напастью (по-научному - непарный шелкопряд) аргаяшцы попытались бороться: принялись с помощью тракторных генераторов опылять вредителей химикатами. (Раньше дустом травили с самолетов. Теперь его не производят, авиация дорога). Но вскоре отказались от своей затеи: до верха деревьев струи не хватает, гусеницы на химию не реагируют, больше достается грибам, ягодам и людям, которые собирают дары леса. Да и специалисты утешили: шелкопряд не навечно пришел. Пожрет, сколько ему надо, и снова уйдет в спячку лет на пять. А у берез сил много, переждут нашествие, и снова почки в назначенный срок выгонят зеленые листочки.
У границы с Кыштымом березы стоят одетыми. Будто кто гусеницам по зубам дал. Нет, поясняют инженеры-лесовоcстановители, дело в том, что в Аргаяше чистый березняк, а здесь леса смешанные. Вредная тварь не желает перебираться с одной вкусной березы на другую через осину или иву. Им винегрет не нужен, подавай лакомую пищу подряд и в достатке.
Шелкопряд не напугал аргаяшцев. Их лесам, привыкшим ко всему, гусеницы не страшны. Страшнее тварей ползучих твари летучие - саранча. Неделю назад наблюдатели заметили небольшой отряд. Должно быть, "разведчики". Какую информацию они "передадут" основной массе несметного войска, окопавшегося в недалеком тылу, пока неизвестно.
Старые люди утверждают, что следующий год после гусеничного нашествия бывает засушливым. Если это так, то жди на первый год третьего тысячелетия две напасти - саранчу и засуху.
Виктор МАРКОВ