15-09-00
Россия расположена между двумя динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности - Западной Европой и Восточной Азией. Это предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении связи между Европой и Азией. Занимая более 30 проц. территории континента, Россия автоматически является естественным мостом в транспортных евро-азиатских связях. Однако пока этот богатый потенциал нашей страны используется слабо.
12-13 сентября в Санкт-Петербурге прошла II Международная евро-азиатская конференция по транспорту. На ней как раз и будут рассматриваться вопросы взаимодействия европейских и азиатских транспортных коридоров через территорию России. Решения конференции могут стать дополнительным стимулом в развитии транспортной инфраструктуры России. А она, как известно, является ведущим фактором развития экономики страны в целом.
Основную нагрузку в системе транзита принимает на себя железнодорожная отрасль, которая является одной из крупнейших транспортных систем мира. Ее протяженность составляет более 86 тыс. км. На сегодняшний день российские железные дороги выполняют 85 проц. грузооборота и 38 проц. пассажирооборота страны.
Ежегодные доходы России от транзита составляют сейчас менее 1 млрд. долл. Тогда как в 80-е годы от одного только иранского транзита страна имела в год более 5 млрд. долл. дохода. После распада СССР и в результате нестабильности на территории бывшего Союза грузы стали обходить нас стороной. Иран переключился на другие масштабы транспортировок, а Китай стал строить собственные трассы, интенсифицировав работы по строительству нового "шелкового пути" - железнодорожной трассы, связывающей порты Восточного Китая с транспортными узлами Ближнего Востока.
Процесс постепенного вычленения России из транзитной мировой системы необходимо остановить. Поэтому на первый план среди задач российской экономики выходят совершенствование транспортной системы и реализация масштабных транзитных возможностей. Доходы от транзита должны стать важной статьей валютных поступлений в бюджет.
В настоящее время специалистами Министерства путей сообщения и Министерства транспорта ведется разработка федеральной программы "Развитие международных транзитных коридоров". На долю МПС досталась нелегкая задача внедрения на сети железных дорог транспортной инфраструктуры. Последняя должна обладать согласованными с зарубежной сетью техническими параметрами.
МПС России проведены исследования существующих потоков внешнеторговых грузов, перевозок пассажиров, а также выбраны железнодорожные направления для включения их в транспортные коридоры. Существуют определенные критерии для выбора железнодорожных направлений. Это объемы внешнеторговых перевозок (экспорт, импорт, транзит), техническое состояние направлений и соответствие его международным нормам.
Железнодорожные направления, предусмотренные в международных транспортных коридорах, представляют собой технически высокооснащенные полотна, оборудованные двухпутными электрифицированными линиями. Общая протяженность таких коридоров составит более 20 тыс. км. Все участки таких дорог оборудованы диспетчерской централизацией и автоматической блокировкой.
Кроме направлений, уже входящих в состав общеевропейских транспортных коридоров (Красное-Москва-Нижний Новгород; Бусловская-Санкт-Петербург-Москва-Суземка и др.), в федеральную программу внесены новые направления. Для обеспечения выхода Критского коридора N 2 намечено продлить Транссибирскую магистраль от Нижнего Новгорода до Котельнича с ответвлениями Екатеринбург-Курган-Петропавловск-Омск и Карымская-Забайкальск. Предлагается также включить направления Москва-Казань-Екатеринбург и еще несколько направлений, по которым перевозится более 40 проц. всех внешнеторговых грузов России.
Оценка инвестиций в развитие инфраструктуры включает и общий объем затрат на реконструкцию направлений, строительство оптоволоконных линий связи. Создание современной системы управления отраслью на основе информационных технологий и прогрессивной цифровой телекоммуникационной сети является приоритетной задачей Министерства путей сообщения. Ориентировочно суммарные затраты должны составить более 160 млрд. руб.
Железнодорожники полагают, что значительно увеличить доходы от транзита возможно лишь при реформировании всей отрасли, создании новых имущественных и экономических отношений. Мы должны научиться извлекать выгоду из уникального географического положения России.
Екатерина МАКАРОВА