15-09-00


Один микроскоп на четырех врачей

Скоро некому будет делать элементарные анализы

Ирина ВАСИЛЬЕВА

Челябинск

Клиническая лаборатория горбольницы N 1 Челябинска удивила своей безлюдностью: ни очереди, ни лаборантов. Неужели в это утро все враз выздоровели? Сухонькая, выбеленная сединой и хлоркой лаборантка только вздохнула:

- Я три десятка лет здесь проработала и представить себе не могла, что останусь одна. Все поувольнялись.

Так что при встрече с главным нештатным специалистом по лабораторной диагностике управления здравоохранения администрации Челябинска Инессой Костылевой меня не удивило, что именно с кадрового вопроса начала она разговор о проблемах своей службы.

- Сегодня работать совсем некому. В Челябинске фельдшеров-лаборантов не готовят, а принимать на эту работу медсестер мы не имеем права по министерскому приказу, - рассказывала Инесса Костылева. - А отток кадров идет такой, что в городе уже не осталось, наверное, ни одного лечебного учреждения с укомплектованной лабораторно-диагностической службой. Из-за зарплаты. Ставка лаборанта высшей категории - 432 рубля, фельдшера-лаборанта - тоже высшей - 486 рублей. А сколько тогда без категорий? 264 рубля в месяц. Кто будет работать за такие деньги?

Но кто-то пока еще работает, как правило, на полторы ставки. Обследует нас на "сахар", "белок", "ферменты" и прочие малопонятные непосвященным вещи. Слава Богу, потому что лабораторно-диагностическая служба любого лечебного учреждения - главная и единственная возможность определить причину плохого самочувствия: без лабораторных анализов ни один врач обойтись не может. А мы не можем обойтись без него: все живое хотя бы иногда болеет. Насколько же хорошо сегодня мы обследованы?

Лабораторно-диагностическая служба лечебного учреждения в зависимости от его масштабов производит от сотен до миллионов исследований ежегодно (2400 тысяч, к примеру, делает городская клиническая больница N 8). В штатном расписании службы до сотни сотрудников. Чем не фабрика? Причем на 99 процентов эти исследования делаются бесплатно. Прямо уцелевший остров коммунизма в море капитализма.

Организаторы здравоохранения города утверждают, что по объему платных медицинских услуг Челябинск весьма отстает от Екатеринбурга и уж тем более от Москвы. Платить за анализ нам приходится только в некоторых случаях. Например, если мы обратились в поликлинику не по месту "приписки" или если доставшийся нам на послезавтра талон захочется превратить в завтрашний. Кроме того, каждое лечебное учреждение утвердило перечень исследований, производимых только платно (в горбольнице N 1 это, например, диагностика заболеваний, передающихся половым путем). Но в общем объеме количество анализов за плату из нашего кармана не превышает одного процента. Значит ли это, что все мы обследованы на вс„?

- Конечно, нет. Даже всех беременных обследовать на все инфекции бесплатно нет возможности, - рассказывает Инесса Костылева. - На ту же краснуху, чреватую уродством плода. Стоимость этого реактива - 1875 рублей на 30 определений.

Высокая цена реактивов - одна из главных проблем службы. Едва ли не все они или импортные, или сделаны на основе импортного сырья, что определяет цену исследования как запредельную, падающую тяжким грузом на плечи лечебных учреждений.

- Эта служба стала самой затратной, съедает, например, по нашему учреждению до 52 процентов финансовых средств, - говорит главный врач городской клинической поликлиники N 5 Юрий Лингин. - Фонд обязательного медицинского страхования не оплачивает лабораторных расходов. Он оплачивает только врачебное посещение, на мизерной сумме которого и "сидят" лаборатории. Организаторы здравоохранения не раз поднимали этот вопрос, считая, что это путь к разрушению службы. Фонд тоже понимает, но и он ограничен в финансах. В результате мы имеем сегодня в наших лабораториях столь допотопное оборудование, что говорить о качестве проведенного обследования в современном его понимании, разумеется, не приходится. Да, есть минимальный набор анализов, но он никоим образом не отвечает тем требованиям, что вы-двигаются перед современной медициной, которая уже берется изучать заболевание на генетическом уровне.

- Из всех возможных исследований наша служба выполняет только часть. Есть интересные, дорогостоящие, которые мы хотели бы делать, но не делаем, недоступны они нам по цене. Есть уникальные методики, экспресс-варианты, но нет возможности, - говорит Инесса Костылева. - Пример? Экспресс-диагностика менингитов - 6 тысяч рублей за 30 анализов. Конечно, она выполняется далеко не каждому больному. И примеров этих много.

До уникальных ли методик, если даже банальный дисбактериоз сегодня - проблема из проблем. На бесплатный - очередь, и немалая. Платный - 160 рублей. И это отнюдь не его цена. Стоит это исследование около 250 рублей. А если включить в него еще и плату за воду, электроэнергию и прочие расходы, то цена поднимется до 500 рублей. Далеко не каждому это будет по карману.

Так и живет сегодня эта служба, деля один микроскоп на четырех врачей, обследуя нас и оставляя недообследованными, а значит, недолеченными. Целенаправленное лечение любого заболевания невозможно без точной диагностики, которая далеко не исчерпывается общим анализом крови. n