15-09-00
Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск
Выставку челябинского скульптора Виктора Митрошина в фойе академического театра оперы и балета открывал сам мэр. В толпе мелькали его замы. Было ясно, что для мэра это - главное культурное событие в городе. И мы склонны с этим согласиться, хотя источающие свет фигурки из полированной бронзы создают образы совершенно домашние, приватные, будь то изящные женские фигурки или животные.
Судьба этих работ - нравиться людям. Исключительно любовь к искусству Митрошина привела в Челябинск популярных актеров Георгия Жженова и Александра Панкратова-Черного, эмоционально выступавших на открытии. Вообще в фойе театра было замечено много известных и влиятельных лиц. Все выражали свое восхищение этими изящными фигурками.
Но на самом деле художественный проект Митрошина не ограничивается собственно скульптурой. Виктор практикует то, чем художники вообще-то не занимаются, и более того, чему зачастую оппонируют. Митрошин создает среду, украшает быт, делает роскошные подарки, заряжает положительной энергией и, как утверждает челябинский мэр, дает здоровье. То есть работает на ниве цивилизации. А что делать, если этим до сих пор некому заняться? Тот же город всякий раз прихорашивается к празднику, и всякий раз авральные усилия не меняют качества жизни. Наш быт все такой же неухоженный и грубый. Безобразный в прямом смысле - не имеющий образа. Митрошин этот образ так или иначе создает. А от него уже можно плясать.
Специфика такого художника, его произведений в том, что они нужны не человеку, а обществу, городу. Смею предположить, что если даже Митрошин - это челябинский Церетели, то нам нужен и Церетели. Чтобы потянуло к прекрасному, непонятному, доселе неизвестному, нужно лишь вдоволь наесться красивого. А мы ох как голодны.
Сегодня художники - это не те, кто пишет живопись или ваяет. Часто они решают художественную проблему во внехудожественном пространстве. Бывает, такой задачей становится напугать или вызвать рвоту. Митрошин делает наоборот. Очень умный и творческий человек, он включает в свой проект и манипуляции с известными личностями. Жженов, Панкратов-Черный или Майя Плисецкая - всего лишь винтики, часть конструкции в громадном гламурном проекте. Он будет завершен, если на выставку скульптур выстроится огромная очередь, как на выставки Шилова в Москве. И это тоже будет образ города, который Виктор Митрошин делает, будто бы совсем им не интересуясь. n