15-09-98


"Коркинский" в финансовом разрезе

Сможет ли крупнейшее угледобывающее предприятие работать рентабельно в системе АО "Челябуголь"?

Челябинский угольный бассейн накануне глубокой рекструктуризации. Не дожидаясь обнародования ее программы, в редакцию поступают предложения специалистов-угольщиков, руководителей общественных организаций. Они выражают свои мнения о судьбе угольных предприятий.

АО "Разрез "Коркинский" - рентабельное, прибыльное, бездотационное угледобывающее предприятие. Фактическая цена добываемой здесь тонны топлива ниже региональной на 50-60 рублей. По результатам работы за прошлый год фонд заработной платы предприятия составил 50 миллионов рублей, а прибыль - около 100 миллионов.

Казалось бы, при таких показателях коллектив должен жить безбедно: платить налоги в местный и федеральный бюджеты, повышать зарплату горнякам, развивать социальную сферу. Но вот беда: АО "Челябинскуголь", чьим дочерним предприятием является разрез, практически забирает себе всю прибыль.

Между двумя АО существует договор-соглашение. Но он, на наш взгляд, односторонний, составлен администрацией "Челябинскуголь" лишь в свою пользу, начиная с главного пункта - единоличного установления внутренней цены на тонну топлива, покупаемого у разреза. Цена эта меняется каждый квартал, а то и чаще. И отнюдь не в интересах разреза.

Например, в марте коллектив предприятия выполнил план добычи на 107,5 процента, а в апреле - на 109 процентов. Фактическая себестоимость тонны угля при этом составила 137 рублей. "Челябинскуголь" положил цену за уголь в эти месяцы всего 110 рублей за тонну, в то же время продавая его энергетикам за 170-190 рублей.

Более того, до сих пор коллектив разреза не получил деньги за 700 тонн топлива, давно уже сгоревших в топках электростанций. Не перечисляется на счет предприятия в полном объеме фонд заработной платы, а потому разрез не может заплатить положенные налоги - не с чего. Вот почему за четыре года после приватизации у разреза выросли огромные долги по налогам, отягощенные пенями и штрафами за несвоевременную уплату. Горняки считают эти долги искусственными, возникшими лишь по вине "Челябинскугля", не отдающего коллективу деньги за добытое топливо и забирающего себе всю прибыль разреза.

Однако налоговая инспекция накладывает арест на натуральное и наиболее ликвидное имущество разреза - в первую очередь на уголь, который продается с молотка по цене значительно ниже региональной. Рентабельное предприятие, которое может успешно работать и развиваться, загнано руководством АО "Челябинскуголь" в угол, стало неплатежеспособным.

Более того, администрация АО "Челябинскуголь", боясь потерять разрез - основное добывающе предприятие бассейна, - стремится полностью подчинить его экономически, сделав собственным филиалом. В ход пускаются все средства. Коркинцев уверяют, что если они будут сопротивляться, пытаясь сохранить свою хоть и частичную, но независимость, то их "задавят" ценами на услуги погрузо-транспортного управления, экскавторовагоноремонтного завода и других филиалов "Челябинскугля".

А чтобы еще более убедить коллектив разреза в его несостоятельности, научно-исследовательскому институту открытых горных разработок поручается провести исследование работы "Коркинского" за последние два года и вывести прогноз его финансово-экономического состояния на ближайшее время.

Читать рожденный документ действительно страшновато. Вот некоторые выдержки из него:

"...За последние полтора года наметилась тенденция к ухудшению финансового состояния разреза. Основными причинами такого состояния являются: 1. Низкая эффективность использования имеющихся ресурсов. 2. Нечеткая система управления затратами на производстве. 3. Неустойчивая служба сбыта, которая проявляется в росте доли неоплаченной продукции. 4. Ненадежная работа служб снабжения, не обеспечивающая бесперебойную работу производства при росте запасов сырья и материалов. 5. Вынужденная практика взаимозачетов и бартерных сделок, приведшая к еще большему снижению собственных финансовых средств и т.д."

Но ведь все это, как говорится, перенесено с больной головы на здоровую. Разрез обвинен в тех грехах, ответственность за которые в первую очередь несет, согласно договору, администрация АО "Челябинскуголь". Так может именно "Челябинскуголь" стал работать хуже, а не разрез? Тем более, что за прошлый год он понес убытков на 250 миллиардов рублей. Так кто же банкрот?

Коллективом разреза сейчас рассматриваются три варианта реформирования: стать самостоятельным предприятием, остаться дочерним "Челябинскугля" или же превратиться в его филиал. Скажем прямо, против первых двух вариантов выступает руководство области и головного акционерного общества. Мы понимаем, что если разрез получит самостоятельность, то убыточные шахты начнут закрываться одна за другой. А поскольку новых рабочих мест пока нет, как нет и средств для расчетов с высвобождаемыми шахтерами, то неизбежна социальная напряженность. Если же разрез останется дочерним предприятием, то, не отбирая у него всю прибыль, невозможно проводить плавную реструктуризацию бассейна. Вот и остается только одно - присоединить "Коркинский" к АО "Челябинскуголь" в качестве филиала, чтобы не смог ни просить, ни требовать. Возможность для "Челябинскугля" распоряжаться всей прибылью разреза станет узаконенной.

Трудовой коллектив разреза осознает, что товарищей по лопате - шахтеров - поддерживать надо. И он готов делиться. Но и себе разрез тоже должен что-то оставлять из прибыли.

Думается, что администрации головного акционерного общества не надо настаивать на лишении разреза остатков самостоятельности, а искать другие варианты выхода из кризиса. И в первую очередь думать над тем, как снизить себестоимость тонны угля в целом по объединению. Как сбросить все лишнее с этой тонны. Провести реорганизацию управленческого аппарата, прекратить приобретение "сверхквартир" в два этажа и так далее. Но на такие "непопулярные" меры администрация АО идти почему-то не хочет.

А. НЕУСТРОЕВ,

председатель профсоюзного комитета АО "Разрез "Коркинский"; Р. ЗАГРИЕВ, член союза журналистов России.