15-09-98


Уроки некрополя

Кладбища Челябинска попали в зону особого внимания города. Почему?

Еще каких-нибудь 100 с небольшим лет назад провинциальный Челябинск с населением в несколько тысяч человек вполне обходился двумя кладбищами. Сегодня на 14 кладбищах города-миллионника находится свыше 1 миллиона 300 тысяч могил (город мертвых давно уже превышает по населению город живых). Ежедневно похоронный конвейер совершает до полусотни ритуалов. Половина умерших - бывшие жители области. Общая площадь современного челябинского некрополя составляет 360 гектаров. Управляться с таким хозяйством с каждым годом становится все сложнее. Например, самое крупное челябинское кладбище - Успенское - разрослось до невероятных размеров: на площади 140 гектаров покоится свыше 400 тысяч южноуральцев. Между тем, согласно федеральному закону о погребении, площадь кладбища не должна превышать 40 гектаров. Ежедневно с кладбища практически вручную (если не считать работу одного погрузчика и одного самосвала) выносятся тысячи кубометров (!) похоронной атрибутики (венки, цветы). Рабочие, число которых в шесть раз меньше нормы, физически не успевают следить за порядком на главном кладбище города. Кстати, на Успенском разрешаются лишь семейные захоронения, то есть, на участках, уже занятых могилами родственников. На пределе своих возможностей действует самое молодое - Градское кладбище, более известное в народе как Градский прииск. Закрыто для захоронений и кладбище в Сухомесово.

Созданное четыре года назад муниципальное предприятие "Мемориал" (основной содержатель кладбищ) за порядком на них в одиночку следить уже не в состоянии. Учитывая критическое положение, в котором сегодня пребывают местные кладбища, глава города Челябинска издал распоряжение, предусматривающее комплексную систему мер по их уборке и улучшению санитарного состояния. Все действующие кладбища были закреплены за соответствующими районами города, главы администраций которых отныне должны оказывать всяческую помощь и содействие в их уборке и содержании. Пожалуй, впервые за многие последние десятилетия представительная комиссия в составе первых заместителей глав города и районных администраций, руководителей городских комитетов и управлений сделала кладбища объектом своего пристального внимания, начав эту работу с их объезда.

Кладбище Успенское, которое могло стать одной из визитных карточек челябинского некрополя, увы, произвело самое удручающее впечатление. А вот старое и ветвистое "родословное древо" - Митрофановское кладбище, которое насчитывает почти полторы сотни лет (здесь похоронены челябинцы, родившиеся еще в конце ХVIII-начале ХIХ веков), обрело свое второе рождение. Более 30 лет назад на клабище совершились последние погребения, после чего оно пришло в запустение, заросло бурьяном. За последние два-три года оно было обихожено и почти полностью приведено в порядок. Сегодня сюда не стыдно прийти, чтобы отдать дань памяти праху нескольких поколений. Именно таким и должно быть современное городское кладбище. Не случайно на Митрофановском на днях официально открылся первый в России музей ритуальных услуг.

Но не все кладбища города оставили такое впечатление. До сих пор по старой традиции на одно из воинских кладбищ - Лесное - приезжают молодожены, чтобы возложить цветы. В конце дня после таких посещений работники кладбища убирают до десятка ведер разбитых бутылок. Причем, по наблюдениям специалистов городского комитета по экологии и ЧС, в последние годы резко возросло число посещений кладбищ горожанами. Только в "родительские дни" оно достигает 600 тысяч - почти половина населения города.

Во все времена места захоронений считались священными: в знак любви и особого уважения живые ставят памятники покинувшим землю. Кладбища - это часть нашей культуры. Относиться к этому небрежно - значит предавать забвению память предков, значит перечеркивать свое будущее.

Марат ГАЙНУЛЛИН.