15-10-98


Выпивка от "Неизвестного солдата"

Юг области стал вотчиной казахстанских бутлегеров

...В Карталах стояла сухая и теплая погода. По этому случаю вокзальные торговки водкой утроили свои усилия. То тут, то там тебя хватают за рукав и вполголоса спрашивают: "Водочки не желаете?"

Юг области стал притягательным местом для казахстанских бутлегеров - близко и контроля никакого. Вернее, формально он есть - милиция бдит, но, как двусмысленно выразилась одна жительница ближнего зарубежья: "Арестуй он меня - чем будет семью кормить?" Представилась Марией Алексеевной. Возит водку из Лисаковска три раза в неделю. Раньше торговала в коммерческом ларьке. "Зато теперь обхожусь без ночных смен, да и времени свободного побольше," - говорит она. Водочный бизнес - дело прибыльное. Мария Алексеевна, особо не напрягаясь, выгадывает тысячу-полторы в месяц - хватает. Сама с удовольствием употребляет водку, которую привозит. "А что, алкоголь у нас проверен, никто вроде не травился. Да вы сами попробуйте..." Я отказался.

Вести войну с нелегальным провозом водки трудно. Прибывает она поездами и в весьма малом количестве. Скинутся трое, разделят по сумкам ящик водки и - до ближайшей деревеньки. Там казахстанскую водку уважают. Еще бы, не каждый день представляется возможность купить бутылку "беленькой" за 13-15 рублей. А если ехать за "продуктом" в Казахстан, в тот же, скажем, Лисаковск, можно наткнуться на водочку рублей по 8-10. Разумеется, без всяких там акцизных марок и степеней защиты. Тут уж как в лотерее. Повезет - купишь в бутылке смесь спирта с водой. Не повезет - разбавленную гадость с запахом опилок. И никаких претензий производителю не предъявишь. Помнится, в Бредах я вертел в руках бутылку "Столичной". Водка как водка, красная этикетка и крышка. Но на этикетке, там, где обычно пишут адрес предприятия-изготовителя, стоит: "Ул. Неизвестного солдата, 17" и шестизначный телефонный номер. В каком городе какой республики искать улицу с таким стандартным названием - неизвестно.

Жителям деревень, особенно тех, куда редко добираются налоговые полицейские, совершенно все равно, откуда приходит водка. А выяснить это порой невозможно. Дошло до того, что карталинские умельцы стали гнать подделку под водку неизвестного происхождения. В основном используют наклейки с надписью "Владикавказ". Путаница страшная. Так вот и гуляет на юге области водка казахстанская, водка кавказская плюс та, которую "катают" в "соседнем дворике".

По глубокому убеждению Марии Алексеевны, бороться с бутлегерством станет еще сложнее. "Суди сам: денег у народа стало меньше, а пить-то меньше не стали". Трудно с этим не согласиться.

Сергей КУКЛЕВ.

Карталы - Бреды - Челябинск.