15-11-00
Евгений КИТАЕВ
Челябинск
Начальник испытательной станции ОАО "ЧТЗ" Владимир Лебедев, предваряя рассказ о своей недавней зарубежной командировке, вспомнил анекдот. Встретились американец и русский. Первый хвалится: "На работу езжу на одном автомобиле, с работы - на другом. За границу - на собственном самолете лечу или плыву на яхте". Русский вздыхает: "На работу - в общественном транспорте, с работы - в нем же. Ну а за границу: туда разве что на танке".
У Лебедева по этой части большой опыт. Именно на танке, или, точнее, вместе с танком, он покидал пределы Отечества. В Индии принимал участие в испытаниях Т-90С с 1000-сильным мотором, сделанным на Челябинском тракторном. А теперь вместе с заместителем главного конструктора головного специализированного бюро по дизелям ОАО "ЧТЗ" Владимиром Щеголевым вернулся из Малайзии, где машине нижнетагильского "Уралвагонзавода", оснащенной челябинским двигателем, были устроены смотрины, какие не устраивают и невесте перед венчанием.
Малайзия - небольшая, но богатая страна с прекрасными дорогами, современными городами. Значительная часть ее территории - большая плантация, экспортирующая пальмовое масло и каучук. Здесь добывают газ, нефть, золото. Здесь же сосредоточена треть мировых запасов олова. В общем, малазийцам есть что беречь и охранять. У них мобильная армия, в которой служат контрактники. Созданы танковые подразделения, оснащенные в основном не гусеничной, а колесной, плавающей техникой - бронетранспортерами и легкими танками. Но внешнеполитическая обстановка (Малайзия, к примеру, участвовала в миротворческих операциях на территории Югославии), видимо, заставила военное командование подумать о формировании полка мощных боевых машин. Островное государство объявило конкурс для броненосцев, по итогам которого с державой-победителем может быть подписан контракт на поставку военной техники.
На призыв малазийцев откликнулись Корея, Швеция, Украина и Россия. Корейцы дальше устных предложений не пошли. Шведы привезли легкий 26-тонный танк, однако участвовать в гонках на выживание отказались. Конкурировать, по сути, остались братья-славяне, уже скрестившие шпаги на индийских и пакистанских полигонах: около двух лет назад за соперничеством наших 46-тонных Т-90С и 48-тонных украинских Т-80У с неподдельным интересом следили разведки всех стран. Наверняка не остались незамеченными и нынешние "большие маневры".
В. Лебедева, приехавшего домой из Нижнего Тагила, где велась подготовка Т-90С к показу, срочно командировали "на юг". В Куалу-Лумпур он летел не на чемоданах, а на ящиках с запчастями. В. Щеголев добирался до места с большим комфортом, на "Боинге". В аэропорту, напоминающем небольшой город с пальмами, фонтанами и метро, обоих встретил представитель "Росвооружения". По линии государственной корпорации осуществлялись все контакты.
Группу российских спецов должны были разместить в фешенебельных гостиницах, но у наших асов первым делом - самолеты. Малазийцы даже шутили по этому поводу: "Русские забронировали самые дорогие апартаменты, а живут в джунглях". Танк проверяли ухабами, крутыми подъемами и спусками, пылью, прибрежным песком. Катали по побережью Южно-Китайского моря. Он месил краснозем, где колею утоптали так, что у стоящего в ней малазийца была видна одна голова. Не меняя скорости, Т-90С взбирался на горы, на которых более легкий БТР сопровождения сбавлял ход, готовый покатиться вниз. Сидящие за рычагами малазийские механики, которым была передана наша машина, специально нарушали правила эксплуатации. Но, помучив технику, поднимали вверх большой палец (этот жест переняли у гостей).
Значительная часть населения Малайзии - мусульмане, не пьют, не курят, молятся по расписанию. Когда часть водителей-малазийцев совершала ежедневный обряд, их подменяли водители-католики. А православным скучать не давали. Наши специалисты в выходные "обували" танк, надевая на гусеницы полиуретановые "башмаки", чтобы не разрушать дорожное покрытие (это не полигон под Чебаркулем, в Малайзии любая техника ездит "обутой" - такой порядок). Но россиянам усложняли задачу, требуя, чтобы в таком виде танк двигался и по пересеченной местности. В Порте Диксон Лебедеву и Щеголеву предложили демонтировать дизель, показать, не износились ли его внутренности. Они сняли мотор обычной лебедкой, разобрали. Экзаменаторы внимательно осмотрели детали, вновь подняли большой палец вверх. Потом, однако, захотели посмотреть на танк в движении (не нарушилось ли в нем что-нибудь после демонтажа?).
- Испытания наших и украинских танков проводились раздельно, - рассказывает Владимир Щеголев. - Мы следовали вторыми, за Т-80У, и с соседями по СНГ так ни разу и не встретились. Видели только глубокие борозды, оставленные траками их брони. Если судить по этим следам, предложенная нам трасса была в несколько раз сложнее. Малазийцы вообще, как показалось, относились к нашему танку жестче, пристрастнее. Прошла "восьмидесятка" положенные 2300 километров, а вы, мол, давайте больше - 3000. Захлебнулся у первой мотор в воде - форсируйте преграду еще глубже. Заклинило на побережье украинский мотор, срезало от перегрузок ведущее колесо - езжайте по еще более тяжелому песку.
Несмотря на явное стремление малазийцев угробить машину, за все время у нас не было ни одной серьезной поломки, только мелочевка. В приватных беседах нам было сказано, что и разгонные характеристики у Т-90С лучше, он быстрее набирает скорость, а это важно в боевых условиях (после выстрела обнаруживший себя танк должен как можно скорее сменить место, дабы его не поразили ответным огнем). Конечно, окончательные выводы будут делать в московских кабинетах, но очевидно, что наша машина понравилась малазийцам. По окончании пробега россиян просили поучаствовать в показательных выступлениях, на которые были приглашены министр обороны Малайзии и главком бронетанковых сил. Украинцам этого не предлагали.
Недавно в передаче "Армей-ский магазин", транслировавшейся по первому каналу, промелькнула информация, будто тендер в Малайзии выиграла Россия, одержав верх над Украиной. Но справедливости ради надо отметить: путь от первых показательных проб до последней точки в контракте может длиться не месяц и не два (Индия, к примеру, тянет с договором уже около двух лет). И даже в случае успеха речь, скорее всего, пойдет о продаже нескольких десятков танков (индийцы заявили о готовности взять 300). Однако без первых шагов нет и последующих. Без них нечего думать о возвращении нашей страной утраченных позиций на мировом рынке вооружений, а также о прибыли, которую может получить обедневшая оборонка, включая ЧТЗ.
Перед отлетом из Малайзии интернациональная группа испытателей загнала танк в воду Южно-Китайского моря, чтобы сфотографироваться на память на его броне. У наших специалистов был свой умысел. Один известный госдумовский депутат поминал в своей книге солдатские сапоги, омываемые водами Индийского океана. А тут океанские воды омывают стальные гусеницы. Хотя отличие все же есть: хоть и приехали русские за границу на танке, но не с мечом в руке, а с желанием торговать с нею. n