15-11-00
С субботы по понедельник в Челябинском Доме актера без лишней помпы проходило в своем роде уникальное событие. За три дня желающие могли познакомиться со всей историей развития немецкой хореографии в послевоенный период.
Это стало возможным благодаря акции "Гете-института", который отправил в командировку по России Хайде-Мари Хертель, в прошлом танцовщицу, а ныне - руководителя Немецкого киноинститута танца. Российская программа г-жи Хертель включает так называемые танц-фильм-семинары в трех городах: Челябинске, затем в Екатеринбурге и, наконец, в Москве.
Наша гостья почти 30 лет назад танцевала в Бремене в труппе известного хореографа Иоханна Крестника. В ту пору в Германии отношение к необычной пластике было примерно такое же, как у нас теперь. Немногие знали, что вскоре новая хореография, а точнее немецкий танц-театр станет одним из любопытнейших культурных феноменов мира.
Хайде-Мари стала первым человеком, который озаботился сохранением для истории визуальных свидетельств рождения и развития современной немецкой хореографии. Она изучала историю искусств и одновременно снимала на видео все более или менее любопытное в своей сфере. Другая проблема состояла в том, чтобы спасти от разрушения старые киноматериалы, которые годами без движения лежали в подвалах и на чердаках.
Энергия и воля г-жи Хертель привели к тому, что летом прошлого года в Кельне был проведен международный конгресс по сохранению видеоматериалов о пластическом искусстве, результатом которого стала специальная программа Еврокомиссии, под которую выделено полмиллиона марок.
За три дня семинара было показано несколько десятков записанных на видео спектаклей, в том числе работы знаменитых Пины Бауш (ею восхищается обладательница "Золотой маски" Татьяна Баганова) и Саши Вальц (самый успешный современный немецкий хореограф).
В свою очередь челябинцы показали гостям (а это помимо г-жи Хертель балетные критики из Москвы Майя Крылова и Ольга Кораблина) свои достижения, чем обе стороны остались весьма довольны. Последнюю работу Ольги Поны "Киномания" немка сравнила с тем, что делал ее учитель Крестник в конце 60-х годов, когда Германия, как и вся Европа, остро переживала слом традиционных общественных ценностей и эстетик. На вопрос о том, как соотносятся сегодняшние наши хореографические поиски с тем, что делается ныне в Германии, Хайде-Мари посоветовала не пытаться соответствовать, а искать свое. Тем более что в современной хореографии некоего универсального критерия качества или успеха нет.
Но настоящим открытием для нас было другое заявление гостьи. Оказывается, в благополучной Германии вовсе не все безоблачно в отношении этого вида искусства со стороны властей, которые - ну просто как у нас - не выделяют достаточных средств на поддержание хорео-графических коллективов. В этом смысле г-жа Хертель еще и борец, отстаивающий интересы культуры перед обывательскими ценностями. Чем и близка.
Я. ГАЙВАРОНЦЕВ