15-11-00
В понедельник большим концертом на сцене академического театра оперы и балета завершился III международный фестиваль баянистов-аккордеонистов.
Фестиваль в последнее время, кажется, стал излюбленной формой бытования культуры в Челябинске. У этого есть как положительные стороны, так и минусы, о которых мы здесь говорить не будем. Тем более, что баянный фестиваль получился в этом смысле очень цельным и оправдавшим ожидания как специалистов, так и слушателей. Практически на всех концертах, большинство из которых проходили в зале камерной и органной музыки, свободных мест не было.
Немного смущает обычное наше желание придать даже мало-мальски заметному событию ярлык "международности", что на самом деле не делает сам фестиваль принципиально другим, зато отдает провинциализмом. Подумаешь, кто-то приехал к нам из-за границы, как будто ради "них" и стараемся:
Уж чем хорош фестиваль, так это тем, что на фоне приезжих более внятны наши собственные достижения. Так, возглавляемый Виктором Лебедевым оркестр русских народных инструментов "Малахит", который должен вроде бы быть фоном для солистов-баянистов, в первый день фестиваля настолько обаял всех присутствовавших в зале академической драмы, что, казалось, просто перетянул одеяло зрительского внимания на себя. С таким потрясающим, живым коллективом любой более или менее профессиональный музыкант будет выглядеть мастером.
К вопросу о наших: на взгляд многих, лучшим в тот вечер был солист этого же оркестра, в общем-то хорошо нам всем известный Петр Раковский. Ему вообще свойственна какая-то корневая удаль, каковую часто умерщвляют словечки типа "артистизм".
Француз Жан-Луи Нотон со своим чудо-инструментом во втором отделении сменил многолюдный оркестр, а публика почти и не заметила. Его кнопочный аккордеон скрывал в себе современный синтезатор. В сущности, ничего сверхъестественного. Обычный образ синтезатора более напоминает фрагмент пианино, а здесь - баянные кнопки, и весь фокус. Что и стало причиной восторгов юной части публики, как и абсолютно неакадемический вид музыканта. Для мсье Нотона просто удобнее воспринимать мир через музыку, а музыку - прижимая к себе нечто, напоминающее баян.
К слову, арт-директору фестиваля Николаю Ищенко удалось, в общем, уравновесить академическую и эстрадную составляющие баянного исполнительства. И угодить, таким образом, и публике, и специалистам. Спустя несколько дней выступивший "Санкт-Петербург Мюзет-ансамбль", исполнявший музыку, так сказать, с французскими корнями ("мюзетт" - стиль тамошней танцевальной музыки), был своего рода иллюстрацией такого подхода. И мелодизм, и, кто понимает, мастерская игра в стиль.
Собственно академизм блестяще продемонстрировал дуэт Натальи и Николая Ищенко. Оба - профессора ЧГАКИ, педагоги, мастера методики исполнительства. В их виртуозном исполнении органных произведений Баха и, особенно, "Времен года" Вивальди видится то, за что специалисты ценят исполнителей более всего - интеллект. Музыка не исполняется, а решается уже как особого рода головоломка.
Кстати, по этому пути уверенно идет и их сын - Константин Ищенко. За год, прошедший с прошлого фестиваля, он таки стал лучшим на знаменитом конкурсе в итальянском городке Кастельфидардо. А еще - пополнил свой репертуар одной весьма любопытной вещью композитора Лехтера, премьера которой на российской сцене и случилась на нашем фестивале. Называется она "Вариация на то, что я видел и слышу" и представляет собой композицию для баяна и вокала. Непростая для исполнения, на наш взгляд, несколько головная музыка: автор пытается одновременно рефлексировать на тему экологии с помощью на немецкий переведенного стихотворения китайского поэта Су Ши, которое старательно исполнила сопрано Лариса Вайцель.
В тот же день во втором отделении просто блистал ростовчанин Юрий Шишкин, заменивший в программе знаменитого Александра Склярова. Вероятно, пережившая катарсис публика так бы и не вспомнила о нем, если бы Ю. Шишкин не предложил переслать бурные овации своему заболевшему коллеге в Воронеж. В следующие несколько дней были еще прекрасные, достойные уважения и внимания выступления инструментального квинтета "Пьяццолла-студио" под руководством великолепного Фридриха Липса и семейного дуэта из Питера в составе консерваторского профессора Александра Дмитриева и его талантливого сына Виталия. Но все же Шишкин нашу публику просто вывернул наизнанку. О нем не зря говорят, что это музыкант не то, что XXI, а даже XXII века. Первое сыгранное им произведение было 12-частной фреской Анатолия Кусякова "Лики уходящего времени" и впервые исполнялось в нашем городе. Сложное и, в отличие от музыки Лехтера, очень цельное произведение, в котором медитация рифмуется с так же неспешно оформляющейся в высказывание мыслью. В других исполненных Шишкиным произведениях всегда оставалось это мерцающее, почти волшебное чувство природы инструмента, будь то "Блуждающие огни" Листа, транскрипция "Кармен" Бизе - Горовица или трогательное "Адажио" Родриго. У таких музыкантов, кажется, тишина способна стать музыкой. Да так, собственно, и было, когда зал по окончании исполнения очередной вещи вдруг замирал, чтобы через мгновение разразиться овацией:
Как сказал профессор академии имени Гнесиных Михаил Имханицкий, баян за последние 20 лет прошел путь, который другие инструменты - скрипка или фортепиано - проходили веками. В том числе и у нас в городе баян учился играть того же Баха и Вивальди, расширяя ареал своего присутствия в музыкальном мире. Здесь родился и учился Костя Ищенко, Еманжелинск считает родным городом Фридрих Липс. А главное, здесь с удовольствием слушают эту поразительно красивую музыку. Значит, фестиваль появился естественным путем и будет жить.
Айвар ВАЛЕЕВ