15-12-01


Газовый штурм "Карабашмеди"

Вчера судебные приставы с помощью автоматов и слезоточивого газа захватили скандально известное предприятие. Несколько человек получили травмы

Виктор РИСКИН

Карабаш

...На третьем этаже административно-бытового здания предприятия еще держится едва ощутимый запах слезоточивого газа. Начиная с проходной на каждом лестничном пролете стоят люди в камуфляжной форме с короткоствольными автоматами.

- Пройдите туда, - говорит мне старший и указывает в сторону кабинета коммерческого директора, - в другие помещения проход запрещен.

Делать нечего - первое интервью беру у хозяина кабинета Владимира Мафусалова.

- Где-то около девяти утра, - рассказывает Владимир Львович, - со стороны развалин Карабашского медеплавильного комбината, который напрямую соседствует с нашим заводом, подъехали машины, они и до сих пор здесь стоят. Из них вышли люди в камуфляже, завели "Урал", прицепили трос и со стороны торца здания вырвали железную решетку. Выбили стекла, произвели из автоматов несколько выстрелов и через проемы ворвались внутрь. Здесь они стали распылять из баллончиков слезоточивый газ. Врывались в кабинеты - конструкторский, отдел по технике безопасности, ОТЗ. На вопрос, кто вы такие и почему так себя ведете, отвечали, что выполняют распоряжения своего начальства.

В кабинете главного механика своим потрясением поделилась инженер Светлана Кунгурцева:

- Мы увидели, как по пожарной лестнице поднимаются вооруженные люди. Их было человек десять. Прикладами выбили окна и ворвались в коридор. Одного охрана выбросила обратно, но другие уже заняли помещения. Выстрелы, мат, слезоточивый газ. Женщины кричат, мужчины бранятся:

Газ проник по всем этажам, люди начали задыхаться. Работнице расчетного отдела Марине Желудь стало плохо. Ее тошнило, и она попросилась в медпункт, но ее грубо оттолкнули.

Из отдела главного механика корреспондента "Челябинского рабочего" соединили с исполнительным директором "Карабашмеди" А. Касьяновым. Он вышел навстречу и проводил в свой кабинет, где уже сидел технический директор Кыштымского медеэлектролитного завода Сергей Бобов, который и поведал об источнике конфликта:

- Некий акционер КМК Щербина подал в суд на фирму "Грана-Н". Московский суд в обеспечение этого иска вынес определение об отторжении имущества. Такая практика действует давно. Создается фальшивый договор о якобы передаче в доверительное управление имущества, переданного в 98-м году в уставный капитал. После составления договора стороны, его заключившие, подают друг на друга в суд о признании незаконности сделки, а заодно всех сделок о незаконном создании "Карабашмеди". Были уже две подобные попытки, тоже связанные с московскими фирмами. Это третья. Но прежде суды возвращали иски, поскольку наше предприятие к спору между столичными фирмами никакого отношения не имеет. Но последний суд почему-то принял дело к производству. Непонятно, зачем надо арестовывать имущество, которое работает и никуда не денется, да еще это делать методом вооруженного захвата. Сейчас приставы сверяют описи имущества, чтобы наложить на него арест.

Это, конечно, совпадение, но до начала штурма в кабинете исполнительного директора раздался звонок и неизвестный писклявым голосом сообщил, что с минуты на минуту "Карабашмедь" должна взлететь в воздух: в складе сырья заложено взрывное устройство. Как сказал А. Касьянов, все подняли вверх дном, но ничего не нашли. И тут наступил час "икс":

Свое видение ситуации изложил в коридоре исполняющий обязанности начальника правового отдела Челябинского управления судебных приставов Сергей Белов:

- Есть решение суда, и мы обязаны его выполнить. Нам препятствовали, на проходной, возле административно-бытового комплекса собралось много рабочих завода. Поэтому и было решение применить силовой захват.

- Но говорят, что пострадали люди.

- Никто, кроме наших, не пострадал. Все делалось в рамках закона. Всего в акции принимали участие 24 человека из физической защиты. Троим оказана медицинская помощь.

С цеховым терапевтом Ириной Мокичевой мы прошлись по кабинетам. Она измеряла давление, раздавала корвалол, а люди изливали свое возмущение. В бухгалтерии жаловались на приступы удушья, бесцеремонное отношение со стороны "штурмовиков". Список пострадавших, по данным медпункта "Карабашмеди". Шестеро - служащие "Карабашмеди". У С. Юрьева ушибы тела и головы, у А. Дурашкина тупая травма живота, у С. Коренькова черепно-мозговая травма (удар ботинком по затылку), он госпитализирован в центральную городскую больницу Кыштыма, у С. Меренкова подозрение на перелом челюсти, у А. Артамонова ушиб позвоночника. Избит А. Глухов, воевавший авианаводчиком в Афганистане. Его заковали в наручники, бросили на бетонный пол и били ногами. Пострадали и три пристава - Повалоцкий, Тулинов и Воронов. У всех троих "брызгами" от оконных стекол, через которые они пробивались в коридор, посечены лица. Четвертый порезал стеклом руку.

С кем бы я ни говорил на "Карабашмеди", все убеждены, что штурм предприятия - не что иное, как конкретный заказ. Акция была рассчитана на то, чтобы в случае активного сопротивления можно было возбудить настоящее уголовное дело и окончательно разрешить пресловутый карабашский конфликт. Из неофициальных источников стало известно, что губернатор П. Сумин узнал о случившемся только после захвата "Карабашмеди". Из тех же источников поступили сведения, что несколько дней назад в челябинском ресторане видели за одним столом бывшего первого вице-губернатора В. Уткина и руководителя Уральской горно-металлургической компании И. Махмудова, который уже несколько месяцев воюет с генеральным директором Кыштымского медеэлектролитного завода А. Вольхиным за Карабашский медеплавильный комбинат. Но это, опять-таки, всего лишь совпадение. n

Приставы исполняли решение суда

Представляющий в ходе конфликта вокруг "Карабашмеди" сторону УГМК заместитель генерального директора Карабашского медеплавильного комбината (КМК) Владимир Долотин подтвердил, что приставы действуют во исполнение определения Никулинского районного суда Москвы от 3 декабря 2001 года.

- В обеспечение иска акционера КМК г-на Щербины к ряду фирм и предприятий, среди которых фигурирует и Кыштымский медеэлектролитный завод, суд принял решение о наложении ареста на имущество ЗАО "Карабашмедь", - сказал он. - Рассмотрение иска назначено на 20 декабря. В переводе с юридического на общепонятный язык истец оспаривает законность сделок по передаче имущества КМК в ЗАО "Карабашмедь".

Главный судебный пристав по Челябинской области Александр Новокрещенов сказал корреспонденту "Челябинского рабочего":

- Есть решение суда - мы обязаны его исполнить. О том, что сегодня мы намерены приступить к аресту имущества "Карабашмеди", накануне были письменно извещены главный федеральный инспектор Валерий Третьяков, областные управления ФСБ и внутренних дел, прокурор и глава Карабаша, первый заместитель губернатора Виктор Тимашов и окружные власти.

По информации "Челябинского рабочего", за вчерашними действиями приставов действительно могли наблюдать заместитель начальника отдела общественной безопасности ГУВД области Артур Даммерт и начальник разрешительной системы ГУВД Анатолий Черенков. Следом за ними к блокированному приставами заводоуправлению приехали мэр Карабаша Валерий Улановский, прокурор города Евгений Шумихин и милиционеры городского УВД во главе со своим начальником Анатолием Сенергиевым.

По словам Александра Новокрещенова, все арестованное имущество на время судебного разбирательства по иску предполагается передать в доверительное пользование "Карабашмеди". До его окончания руководство предприятия теряет право продавать или передавать на сторону арестованное имущество.

Сергей БЛИНОВСКИХ

P.S. Руководство ОАО "Кыштымский медеэлектролитный завод" (КМЭЗ) возмущено событиями 14 декабря 2001 года на ЗАО "Карабашмедь". Как заявил "Уралинформбюро" технический директор КМЭЗ Сергей Бобов, действия судебных приставов с полного согласия прокуратуры, ФСБ и ГУВД Челябинской области заводчане определяют как полнейший беспредел. Складывается впечатление, сказал он, что южноуральские власти "сдали" кыштымских и карабашских металлургов Уральской горно-металлургической компании. В полдень 15 декабря в заводоуправлении КМЭЗ состоится пресс-конференция генерального директора завода Александра Вольхина.