15-12-01
Когда российское правительство определило достаточно высокий порог для роста цен на услуги естественных монополий, мне вспомнился случай, который произошел на одном из журналистских семинаров. Представителей СМИ из разных регионов с утра до вечера "грузили" тяжелой, деловой информацией. Осмыслив ее, мой коллега из Ханты-Мансийска, обращаясь ко всем сразу и ни к кому конкретно, как бы невзначай произнес: "Встретите Чубайса - не трогайте. Он - мой".
Понятно: шутка. Но понятно и то, что в каждой шутке...
Чем так насолил всем Анатолий Борисович? Пусть даже, как говорят критики, главный энергетик страны не знает закон Ома. Но ведь заставил потребителей за электроэнергию платить. Для ведомства, наверное, это большой плюс. А для нас? Почему мы, наслышанные об энергетическом кризисе в Приморье, затюканные постоянным ростом тарифов, должны восхищаться его административным гением? Или поверили в успех реструктуризации энергетической отрасли, в то, что конкуренция по Чубайсу ведет к хеппи-энду? Да полноте. Специалисты еще путаются в схемах, спорят о том, нужен ли нам такой план.
Впрочем, все монополисты думают о себе, любимых. Но как бы ни пытались они выглядеть зайками (не надо, мол, бояться человека с рубильником), а вот не выходит. Видимо, не перевоплотились еще.
Не знаю, кому как, а лично мне уже невмоготу слышать этот плач Ярославны. Ну сколько можно об одном и том же? И так, кажется, платим всем и за все. За подорожавшие коммунальные услуги, квадратные метры, проезд в общественном транспорте, пролет в самолетах, регистрацию и перерегистрацию. Платим и спим спокойно. А потом узнаем: Счетная палата в МПС какие-то, мягко говоря, не очень целевые расходы обнаружила. Нам вообще только скажут: "Хозяйство в опасности" - мы сразу к кошелькам тянемся: а ну-ка, пособим. А потом слышим вдогонку: "Мало, мало". Железнодорожники придумали формулировочку: среднезонное выравнивание тарифов. Но пассажирам, извините, какая разница, что название оригинальное, если политика вполне традиционна? Платить за проезд больше приходится - суть в этом.
Какие у ведомства могут быть интересы, кроме ведомственных? Видимо, с учетом неких психологических факторов правительство решило несколько умерить притязания настойчивых просителей, чтобы инфляция в следующем году не превысила плановые рубежи. Но даже более мягкий правительственный вариант восторгов среди населения не вызвал. Первая реакция, первое обсуждение тарифных решений в форуме интернет-издания "Lenta.ru". Несмотря на суровое предупреждение "издателей" о запрете на употребление ненормативной лексики, выступающие не очень стесняются в выражениях. Одно мнение: "Сейчас начнут цены взвинчивать. У нас цифири, как законы, куда повернешь - туда и вышло". Другое: "Как можно позволять повышение тарифов в условиях монополии? Если у этих... ("нехорошее" слово -авт.) нет конкуренции, они чего хочешь объявят, и выбора не будет". Глас народа, однако.
Меня же больше всего настораживает вот что. Государство в свое время было весьма терпимо к потерям населения, которые оно понесло в результате высокой инфляции, дефолта и прочих неприятностей. И сейчас можно прогнозировать повышение цен абсолютно на все, если вырастут тарифы монополий. Российский премьер М. Касьянов сказал, например, что стоимость газа в России в пять-шесть раз ниже, чем в других странах, и перекосы эти нужно исправлять. Зачем "дорастать" до мировых цен? Чтобы монополисты были заинтересованы торговать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке тоже? Но МПС за границу не переедет. Электроэнергию тоже в основном свои будут потреблять. К тому же помимо пряника и другой известный инструмент существует. Разумное их сочетание - сила. А может, монополии стали уже настолько самодостаточны, что им и указ не указ? n
Евгений КИТАЕВ
заведующий отделом экономики