15-12-10
Михаил ФОНОТОВ
Челябинск
В Челябинске, в Центре, заметьте, международной торговли, состоялся, подчеркиваю, международный форум, посвященный экологическим проблемам промышленного города. Эти заметки - размышления на ту же тему.
С экологией и без
Экология - у всех на устах. Особенно на устах горожан. Да и сама она - горожанка. На первый взгляд, она очень важная особа. Но в принципе экологии нет. Есть - технология. Экология возникает тогда, когда нет технологии.
Подмести - это еще не экология. И выбросить мусор - не экология. Экология начинается с нашего почтения к мусору. С нашего осознания того, что к мусору надо присмотреться, покопаться в нем, перебрать его, поразмышлять, что в нем на что может пригодиться, как его преобразить-переработать, чтобы выявить полезность. И когда выяснится, что выбрасывать нечего, тогда можно сослаться на экологию.
В принципе экологии нет, есть экономика. Экология - продукт дефектной экономики. То есть - экономики с отходами. Когда исчезнет такое понятие, как "отходы", тогда можно сослаться на экологию. Но, сделав свое дело, экология - исчезнет. Останется, в идеале, одна чистая экономика. Не надо думать об экологии, надо беспокоиться о качестве экономики, о ее эффективности. И того - довольно. Нельзя ничего никуда выбрасывать. Даже в космос. В нашем мироздании нет места для мусора.
У нас есть только один образец экологии - природа. У нее и надо учиться. Природа сама подсказывает нам, как ее спасать.
Мне не очень понятно, почему у нас в области - министерство "радиационной и экологической безопасности". Почему на первом месте слово "радиационная"? И вообще почему "безопасность"? Ну, ФСБ - защита от реальной опасности. А откуда экологическая опасность? Кто у нас экологический враг-противник? Мы сами.
В принципе главная экологическая проблема человечества - само человечество. Люди создают проблемы, люди их решают. Как могут. Или не могут. Одна из проблем человечества - промышленный город. Промышленный город очень силен, почти всемогущ. Никто не может его перебороть. Только он - сам себя.
Высокая нота консула
На форуме выступила г-жа Шимкорайт, генеральный консул Германии в Екатеринбурге. Главный тезис г-жи Шимкорайт: "Мы должны нести ответственность за то, что делаем на своей планете - единственной среде обитания, которую имеем".
Она сразу же взяла высокую ноту: "С каждым днем становится все более очевидным, что человечество неумолимо движется к будущей катастрофе".
Г-жа Шимкорайт имела в виду проблемы индустриализации и урбанизации. Пока мы не знаем, как их решить. Пока они выглядят неразрешимыми. Одно только можно считать решенным: дороги назад - нет. То есть нельзя отказаться от индустриализации и урбанизации. Только прогресс на этом пути дает надежду на свет в конце тоннеля.
Г-жа Шимкорайт сослалась на анализ, проведенный ООН: "В настоящее время более половины людей во всем мире проживает в городах. Причем к 2030 году эта цифра достигнет 60 процентов, а к 2050 году - 70 процентов". Не хочется верить, что дело дойдет до таких проектов, какой, например, предлагают японские ученые: плавающий в океане город - как одно здание высотой 4000 метров, в котором смогут поселиться 700 тысяч человек.
Не очень ясно, как решить и без того острые проблемы крупных промышленных городов, если они, по прогнозам, будут и впредь расти. Если иметь в виду европейские города, то в них главным источником загрязнений является транспорт. Г-жа Шимкорайт: "Автомобиль в том виде, каким мы знаем его сегодня, не может быть основным средством передвижения в будущем". С этим легко согласиться, но что - взамен? Генеральный консул Германии привела несколько примеров, заранее признав, что они не очень убедительны. Например, некий внутригородской общественный транспорт в виде вагончиков, передвигающихся по рельсам на высоте 20 метров. Или - летающий автомобиль. Но пока реальнее всего выглядит все тот же вариант: город - без автомобилей. Кое-где рискнули его испробовать, но последователей мало.
Г-жа Шимкорайт - в заключение: "К сожалению, до сих пор не найден достойный Нобелевской премии ответ на вопрос, как спасти нашу планету".
Закавыки прогресса
Когда речь о спасении планеты, важно знать, есть ли на то надежда. Есть ли у экологии прогресс?
Двадцать лет назад у меня был случай составить "дымную статистику" Челябинска. Тогда, в 1990 году, предприятия Челябинска выбросили в атмосферу 392 тысячи тонн дыма, пыли и газов. В самом Челябинске больше всех дымил ЧМК - 272 тысячи тонн небесных выбросов. А на самом ЧМК больше других грешила аглофабрика - 136 тысяч тонн дыма в год.
Что теперь? Выбросы Челябин-ска в 2009 году - чуть больше 100 тысяч тонн. То есть почти в четыре раза меньше, чем в 1990 году. Дымным рекордсменом по-прежнему остается ЧМК, но и он сократил свои выбросы более чем в три раза.
На протяжении двух десятилетий прогресс в экологии - явный. Все как будто хорошо, если бы не две закавыки. Да, мы и без специалистов чувствуем, что в воздухе Челябинска стало меньше доменных и мартеновских запахов. Да, выбросы промышленных предприятий сокращаются. Но не успели мы тому порадоваться и - закавыка: место заводских дымов занимают выхлопные газы автомобилей. В прошлом году впервые в Челябинске автомобили навредили больше, чем заводы: 180 на 110 тысяч тонн. Выбросы и выхлопы вместе - 290 тысяч тонн - возвращают атмосферу города на десятилетия в прошлое.
А дальше - что? К сожалению, тенденция такая: предприятия будут набирать чистоту, а автомобили - наоборот. И пока неизвестно, сколько лет потребуется Челябинску, чтобы созреть для варианта "Город - без автомобилей".
О второй "закавыке" до сих пор специалисты если и заговаривали, то очень редко. А генеральный директор Челябгипромеза, депутат городской Думы, президент Центра международной торговли (он как раз и принимал участников и гостей форума) Сергей Овчинников, может быть, впервые сказал о ней в полный голос. Дело в том, что до сих пор предприятия сами определяли (документально) свои выбросы и называли свои цифры, а город их принимал "на веру". Такая доверчивость объясняется просто: выбросов было так много, что до поры до времени можно было высчитывать их вчерне, приблизительно. Теперь же, когда в городе осталось только 11 предприятий, которые не соблюдают ПДВ, когда дымы над трубами стали прозрачнее, а небо над городом светлее, возникла необходимость иметь показатели реальные, истинные, не документальные, а инструментальные. То есть объективные, определенные приборами-счетчиками. (Добавлю, что требуют анализа и сами ПДВ).
Еще сложнее "сложить в кучу" выхлопы 330 тысяч автомобилей. Чтобы получить какое-то представление о том, как двигатели внутреннего сгорания влияют на городской воздух, может быть, достаточно узнать, сколько бензина сжигают 330 тысяч автомобилей на территории Челябинска в течение суток. Это - костер фантастический, но - не фантастика.
Пример для подражания
У экологии свой темп, свои циклы. Наверное, не принудить ее к ускорению, к перепрыгиванию через стадии. Не отставать от ее естественного хода - и то благо.
Допустимо, что пришло время "чистых индустрий". Есть пример японский, очень далекий в пространстве, но очень близкий по сути и, можно сказать, по судьбе. Это город Китакюсю, "стальное сердце Японии". Оттуда на форум в Челябинск приехал Сакука Тецуро, директор экологического департамента этого города. Выйдя на трибуну, он сразу же обратился к слайду на экране с глобусом, на котором жирной линией соединены Челябинск и Китакюсю, а поверх линии цифра - 5700 км.
В самом начале ХХ века на северном побережье острова Кюсю был построен первый металлургический завод, давший начало городу Китакюсю, который с тех пор, подобно Челябинску, набирал индустрию, нанизывал завод на завод, застроил все побережье, превратившись в центр стали, машиностроения, химии, электроники, электротехники, оборонной промышленности. И еще - крупный порт.
- В первые годы, - сказал Тецуро, - у нас не задумывались над проблемами экологии. Наоборот, у жителей сложилось сознание, что дым над трубами - это хорошо, это признак прогресса. Дымящие трубы заводов воспевались даже в школьных гимнах того времени.
В 60-х годах прошлого века зола и пыль осыпались на крыши города, покрывали всю его территорию. Сточные воды без всякой очистки сбрасывались в море, в залив Симоносеки, и, в конце концов, все живое в нем было уничтожено.
Согласитесь, что-то слышится родное в этих признаниях из далекой Японии. И как надежда звучат слова Тецуро о том, что самый грязный город страны в 1965 году Китакюсю через 25 лет был признан образцово чистым, а еще позднее стал "модельным экологическим городом Японии". Высветлилась небесная голубизна над Китакюсю, очистились прибрежные воды, и более ста видов морских животных вернулись в залив Симоносеки.
Нельзя не спросить самих себя: если ЭТО смог Китакюсю, то почему бы не смочь Челябинску?
- Есть два способа защиты окружающей среды, - сказал Тецуро. - Первый - удаление вредных веществ на выходе из производственных процессов. Он приводит только к росту расходов. Мы избрали второй способ - внедрение в сам процесс производства технологий, сберегающих ресурсы и энергию.
Вложив за 40 лет 80 миллионов иен в технологии (а не в экологию), тем самым избавившись от экологических проблем, Китакюсю теперь "на экологии" зарабатывает деньги. И Челябинск - один из покупателей экологических технологий Китакюсю.
- Наш город мог бы оказать Челябинску помощь в создании благоприятных условий жизни.
И почему такую помощь не принять?
Завод, автомобиль, дом
Заводы могут (и должны) быть экологичными - будем считать, что это вопрос времени. Экологичность автомобилей пока сомнительна. Даже замена бензина на безвредный, допустим, водород не позволит "развязать" территориальные тупики транспорта. Но "вдруг" перед нами открылась еще одна экологическая бездна - дома, в которых мы живем и работаем. Кроме экологии заводской и автомобильной перед нами еще одна - экология ЖКХ.
Если до сих пор мы опасались поставить жилой дом близко к заводу, то в недалеком будущем, когда предприятия сведут свои выбросы к нулю, рядом с ними можно будет жить, но тогда "роли" переменятся: невинный перед природою завод и виноватый перед ней дом.
Городской комфорт слишком расточителен. Расходы энергии на отопление (и остужение), на освещение, на вентиляцию зданий в несколько раз выше требуемых для обеспечения комфортных условий жизни. Стремление напрочь отсечь жилое помещение от внешней среды, чтобы создать в нем искусственный климат, ничем не оправдано. Норманн Фостер, корифей архитектуры, настаивает на том, чтобы придавать зданию как можно больше естественного - естественного (и значит, дешевого) воздуха, естественного (и значит, дешевого) освещения и т.д. Летом открыть форточку или окно, чтобы проветрить помещение, разумнее, чем включить кондиционер. Лучше пользоваться бесплатным солнечным освещением, чем днем и ночью озарять глухие пространства электрическим светом. В то же время не только окна, но и стены наших домов "прозрачны" для тепла и холода.
Заместитель генерального директора ЧЭМК Н. Акимов рассказал на форуме о заимствованных у Норвегии котлах-утилизаторах. Эти котлы "собирают" тепло, которое электропечи выбрасывают в воздух, превращают его в пар, то есть в энергию, пригодную для нагревания. Комбинат может стать резервным источником теплоснабжения Челябинска. Конечно, такой вариант что ни на есть экологичный, но, к сожалению, наши дома половину, если не больше, этого тепла "выбросят" на морозную улицу сквозь "прозрачные" стены и открытые форточки. Это и есть вредные выбросы наших домов. Вообще можно предположить, что в таких крупных индустриальных центрах, как Челябинск, так много огненных производств и потому так много избыточного попутного тепла, что нет нужды в специальных предприятиях отопления.
Мы уже поняли, что нет ничего расточительнее, чем экономия на теплоизоляции зданий. Нам еще далеко до многослойных стен и тем более до домов-термосов. Но уже правительством предписано новые дома строить энергоэффективнее, чем сегодня: с 2011 года - на 15 процентов, через пять лет - на 30 процентов, а к 2020 году - на 40 процентов. Проценты есть, будем надеяться, что будет и механизм их достижения.
В наших будущих городах будет больше "городского", то есть далекого от природы. Тот же Норманн Фостер предлагает строить очень высокие дома, но при этом сочетать в них "городское" с "деревенским". Если нет места на земле паркам, садам и газонам, то надо поднимать их на высоту, на этажи и крыши.
Экология - это уровень хозяйствования и качество жизни. Антиэкологичны все дефекты, несовершенства, минусы и изъяны нашего бытия. Суть в том, чтобы жить все лучше, но все бережливее. Больше иметь, но меньше брать у природы.