15-12-10


Не сказка, а жизнь

Мама читает двухлетнему Сашеньке сказку про очередного деда: "Посадил дед репку (за что!)... Тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку..." В этом месте Сашенька трясет ручонкой и возмущенно кричит: "Ля-па-ту надо!"

Что значит продвинутый ребенок! Сколько лет этой "Репке", а никому в голову не пришло: зачем таким кагалом тянуть, когда проще воспользоваться лопатой?

Но сказки просто так не складываются. Значит, в них заложен какой-то сокровенный смысл, разгадав который, мы поймем себя на генном уровне. Меняются разве что технологии (раньше брились топором, а теперь - "жиллетом"), образ же мыслей остается неизменным.

Почему пустили слезу дед с бабой над укокошенным яйцом, которое они сами безуспешно били? Так это не только ежу понятно: сам не раз злобствовал, когда кто-то делал то, что у меня не получалось. До сих пор стыдно от случая 35-летней давности:

Надо было вешать люстру в большой комнате только что полученной "трешки". Как ни тужился-пыжился, ничего не получалось. Пришел приятель - рыжий шахматист Коля Яковлев. Он буквально играючи воткнул в потолок светильник. Мне б обрадоваться, а я с силой хлопнул дверью гостиной и (нечаянно, конечно) прищемил пальцы малолетнему сыну:

Что касается "Репки", то тут налицо коллективизм, от которого мы напрасно пытаемся открещиваться. До сих пор сами себя пугаем колхозами-совхозами, воспеваем единоличника или сельского эксплуататора кулака. Русь же всегда жила общиной. Всем селом ставили погорельцам дом, все вместе, бедняки и зажиточные, на одних подводах везли на мельницу зерно. Опять же не по одному шли в луга заготавливать сено для подворий. И помещик, каким бы самодуром-мироедом-дармоедом он ни был, не препятствовал такому единству. Соображал крепостник: крестьянину, у которого с голодухи падет скотина, нечего терять. Или руки на себя наложит, или господину подпустит "красного петуха".

Вот почему и репку тащили сообща, большой деревенской семьей. Цель настолько всем понятна (такого корнеплода хватит до следующего урожая!), что уборочную ламбаду плясали даже Жучка-Кошка-Мышка. Перед обязательными кормозаготовками отступал их природный межвидовой антагонизм. Конечно, лопату бы в помощь. Но в то время железный заступ, очевидно, был деду с бабой не по средствам.

Вернемся, однако, к первой сказке. Если слезы деда-бабы мы как-то объяснили, то понять, с какой все-таки целью они колотили золотое яйцо... Это уже нечто из Марка Твена, где парнишка из неблагополучной семьи в костюме принца колол королевской печатью орехи, в то время как весь английский двор с ног сбился, разыскивая знак высшей государственной власти.

Выходит, не сумели древнерусские колхозники в силу недостаточной политфинансовой грамотности воспользоваться свалившимся на них богатством. Сегодня ведь то же самое: живем на золоте (нефть, газ, лес), а по уровню жизни не ушли далеко от тех несчастных стариков. А все потому, что мышки без устали стараются: все золотые яйца за бесценок своими хвостиками метут за кордон.

Что же касается реплики насчет лопаты моего умненького, настроенного только на логику внука Сашеньки, я теперь с особым вниманием прислушиваюсь к его мнению - чистому, не замутненному нашим двое-, а то и троемыслием (думаю одно, говорю второе, делаю третье).

Виктор РИСКИН