16-01-02
Оказалось, фанаты и поклонницы есть не только у столичных звезд. Современные молодые люди открыли на челябинской театральной сцене родную звезду и перенесли на нее всю силу своей любви. Многочисленные звонки желающих узнать, когда и где играет "любимец Пашка"? Клуб поклонниц.
- Все началось с детской мечты, - рассказывает Павел, - стало прогрессировать, а потом выяснилось, что просто ничего другого я не хочу.
В то время, когда начинал мечтать Павел, стать артистом мечтать было принято и даже модно. Мечтали еще стать космонавтами, летчиками, врачами, учителями. Но почему-то большинство оказались предпринимателями, челноками, торговцами, в общем, бизнесменами. У Михайлова такой переориентации не было, "к сожалению", как он сказал. Стоял перед глазами любимый Олег Меньшиков. Поступил Павел в Екатеринбургский театральный институт, но через год его оттуда исключили ("выгнали") за профнепригодность. (Впрочем, Чайковскому тоже отказывали в музыкальном даровании). Потом приехал в Челябинск и стал учиться в институте культуры, решив стать режиссером. Однако режиссером не стал, а как начал с конца третьего курса играть в ТЮЗе, так поныне там и играет, за пять лет исполнив больше 20 ролей, выпуская в сезон не по одной премьере.
И два года как работает на "Восточном экспрессе". Всегда ли удается сохранить верность театру и не уступить соблазну романа с голубым экраном? Признался Павел, что когда задавали этот вопрос, часто рефлексировал и отвечал, что "да, смог бы отказаться от театра".
- Но совсем недавно, на репетиции, когда вдруг все забылось, стало просто хорошо от того, что я работаю, занимаюсь своим делом, понял, что вряд ли можно отделить театр от меня.
Начинал Михайлов с роли, через которую проходят все молодые актеры, - с коровы. Был ее филейной частью, которая, как говорит Павел, "вследствие сильного моего волнения всегда оказывалась не на том месте, где должна быть, отчего и сама корова имела Z-образную форму и герой не мог на нее в нужный момент забраться, так как филейная часть жила самостоятельной жизнью". Затем Павел получил повышение и стал уже головой коровы, то есть имел возможность обозревать из символических коровьих глаз свое светлое будущее.
У Павла Михайлова до недавнего времени было амплуа молодого героя, он играл мужающих мальчиков. Одна из самых сильных и удачных его работ в спектакле "Романтики" по пьесе Эдмона Ростана. Красивая роль, где актеру удалось соблюсти меру романтичного и реального, удалось быть чуть-чуть ироничным.
- Невозможно играть с партнером или партнершей, - говорит Павел, - у которого пустые глаза. Это скажется в отношениях актеров, и это почувствует зритель. В глазах актера должно быть огромными буквами написано, кто он, с чем пришел, вся его история.
В ТЮЗе идет "Тульский секрет" - лесковский "Левша" с Павлом Михайловым в главной роли. Это - принципиально другой герой для Михайлова, здесь - сильный, цельный характер, здесь - мужик. Крепко, размашисто отыграл его Павел; так и видишь Левшу на гоголевской птице-тройке!
Предельная искренность - основной закон актера. Только это и может зацепить сегодняшний зал, состоящий в основном из школьников, согнанных на культпоход. "Когда на сцене правда - зал замирает". Зал замирает, зал смеется и плачет, когда видит "бабочку поэтиного сердца", душу спектакля и душу героя. "Актер - это диагноз, - говорит Михайлов, - "вливать" себя в зал - это работа актера. На сцене нужно жить, играть - пошло".
Его актерские средства? Кроме природного шарма - умение влюбить в себя юного зрителя, своими переживаниями, страданиями дать какой-то импульс для того, чтобы он задумался, вспомнил что-то, о чем-то загрустил... Можно сказать о какой-то особой внутренней взвинченности, которая дает ощущения очень личного прочтения роли. В начале творческого пути еще рано говорить об особой индивидуальности артиста: не всегда тонко выписана ткань актерской импровизации, нет порой должного, "меньшиковского", внимания к мелочам. Но эмоциональные взрывы уже рождаются неожиданно, не позволяя созреть скуке, и герой уже держит зрителя в напряжении своей энергетикой.
Актер Павел Михайлов, который начался с обыкновенной коровы, который на третий день отпуска, в поезде, не выдержал и запел песню из "Левши", рискует стать тем, о ком мечтал в большой коровьей голове.
Мария ОРЛОВА