16-01-02


Не спеши ставить подпись

Как покупать товары по образцам

Сергей ПЛУТЕНКО,

ИА "Резонанс-профи"

Сегодня мы поговорим о такой распространенной нынче форме купли-продажи, которая называется "продажей товаров по образцам". К этой форме продажи относится и покупка вещей по каталогам, и покупка через телевизионные "магазины на диване", через интернет-магазины, и заказ на дом или в офис обедов и продуктов питания. С одной стороны, форма удобная - не надо часами бродить по магазинам, выбирая нужную вещь, а с другой, в данном случае покупатель еще больше, чем при прямой купле-продаже, зависит от добросовестности продавца. Жалоб на продажу по образцам премножество. Обеда приходится ждать по три-четыре часа, вместо патентованной американской косметики приносят китайский аналог, отказываются принимать обратно бракованный товар и вернуть деньги. Чтобы избежать таких неприятностей, надо знать юридическую сторону вопроса. Она регламентируется законом о защите прав потребителя, Гражданским кодексом Российской Федерации и "Правилами продажи товаров по образцам".

Давайте, основываясь на этих правилах, пройдем путь от заказа до получения товара. Первым делом надо сделать заказ. Лучше всего при этом составить письменный договор с продавцом. Это можно сделать непосредственно в месте нахождения офиса фирмы, занимающейся продажей по образцам, либо, если это неудобно или невозможно, сообщение о своем заказе можно послать посредством почты, телеграфа, электронной почты. Но в любом случае надо обзавестись письменным уведомлением о том, что заказ был сделан и продавец его зарегистрировал. Это не обязательно договор, подписанный обеими сторонами, это может быть квитанция об оплате заказа (если товар приобретается с предоплатой), либо текст почтового, телеграфного или электронного сообщения с полным, подробным описанием заказываемого предмета, а также уведомление о вручении заказа от продавца. Это уведомление вам очень и очень понадобится, если вам принесут заказанное не в срок или это будет товар ненадлежащего качества. Кстати, сегодня такое уведомление не обязательно должно быть на бумаге: достаточно, если продавец ответит по электронной почте и ваш Интернет его зафиксирует. Не получив такого уведомления, никогда не вступайте с продавцом в денежные отношения.

При заказе товара по образцам в заказе-договоре вы должны точно и полно указать: наименование и юридический адрес продавца, фамилию, имя, отчество покупателя, адрес, по которому следует доставить товар, телефон или электронный адрес для связи. Затем очень четко прописываются наименование товара, артикул, количество предметов, входящих в комплект, и цена товара. Можно оговорить и дополнительные услуги, такие, как наладка и установка сложной техники, сроки доставки, сервисное обслуживание. При этом покупатель должен помнить, что при желании он может отказаться от сервисных услуг продавца и тот не вправе ему в этом отказать. Если покупатель, например, сам умеет подключать стиральную машину, в договоре это должно быть оговорено и стоимость установки исключена из цены заказа.

Итак, вы сделали заказ, уведомление получили. Чаще всего затем происходит оплата товара, и договор о покупке товара считается заключенным с момента выдачи продавцом товарного или кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Оплатить товар можно непосредственно в месте покупки, можно переслать деньги по почте, безналичные суммы отправляются и по электронной почте.

Я советую этот, наиболее цивилизованный способ приобретения товаров по образцам. В этом случае покупатель и продавец более юридически защищены от разного рода недоразумений и, в случае неудовлетворения сделкой, апеллировать к закону. Но есть сейчас и другие формы продажи, особенно распространенные в телевизионных "магазинах", где товар привозят на дом и оплата происходит из рук в руки. Чем чревата такая форма? Тем, что зачастую разрекламированная с телеэкрана вещь оказывается некачественной, покупатель отказывается от нее, а продавец требует оплатить доставку совсем не того товара, который покупатель заказал по телефону! Квитанции такие "телемаркеты" выдают неразборчивые, юридического адреса чаще всего на них нет, есть абстрактные абонентские ящики, и предъявить таким продавцам претензии практически невозможно. Поэтому лучше оплачивать товар заранее, в организации, которая не прячется за липовыми адресами.

Если вы покупаете что-то в своем городе, то товар вам обязаны доставить не позднее трех календарных дней с момента оформления и оплаты покупки. (Это относится к промышленным товарам, сроки доставки продуктов питания оговариваются непосредственно в договоре клиента и продавца). Если товар не был доставлен вовремя, продавцу надо послать письмо-напоминание (тоже с уведомлением о вручении) и назначить новый срок, который должен быть не более семи суток с момента получения продавцом вашего напоминания. Назначайте точные сроки доставки, чтобы не приходилось сутками ожидать курьера: если товар не вручат по вине покупателя, то, даже если она уважительная, придется вновь раскошеливаться на доставку.

Получив покупку, внимательно посмотрите (особенно, если это сложная техника), все ли оговоренные предметы входят в комплектацию. Вместе с товаром курьер должен вручить клиенту квитанцию и чек об оплате, технический паспорт изделия, инструкцию по эксплуатации обязательно на русском языке, гарантийный талон, а также акт приемки.

Не торопитесь сразу же подписывать этот акт, даже если курьер будет уговаривать, объяснять, что он торопится, что у него еще куча клиентов. Такие жалобы должны насторожить: вполне вероятно, что с вашей покупкой не все в порядке, может, ножек не хватает у дивана, может, холодильник поцарапали при перевозке, может, в плейере нет оговоренных в заказе аккумуляторов. Спешащий курьер потому и спешит с вашей подписью, что после того, как вы напишите в акте приемки пометку: "Претензий к товару не имею" - пиши пропало. Доказать, что вам вручили покупку не в надлежащем виде, будет практически нереально.

Конечно, в жизни не все законы исполняются продавцами безоговорочно. Покупателя обвиняют в капризности, уговаривают подождать, затягивают сроки ремонта, доказывают, что тот сам поцарапал холодильник: Добиться правды бывает нелегко, но все-таки можно. Только не связывайтесь с жучками, которые исчезают через день после продажи вам крема для обуви вместо антицеллюлитного крема. С такими правды не добьешься. Все виды торговли должны вестись цивилизованно как продавцом, так и покупателем. n