16-01-03


Краткость - сестра джипера

Челябинцы месили глину в Сочи

Сергей КУКЛЕВ, Челябинск

В Челябинск вернулись участники двух автомобильных состязаний на внедорожных автомобилях, традиционно проводимых в Сочи, "Джипинг Радио-Ника" и "Бархатный сезон". Соревнования прошли глубокой осенью, когда распутица гарантировала спортсменам немало сюрпризов. Южный Урал на Черноморском побережье представлял экипаж Леонида Фалкинберга и Владимира Фокина. Редакции "По машинам!" удалось встретиться с Леонидом Фалкинбергом и расспросить о некоторых особенностях национального джипинга.

- На каком автомобиле вы выступили на "Бархатном сезоне", каков был состав участников и как, собственно, начались соревнования?

- Мы стартовали на "Тойоте Лэндкрузер 70". Старт и сбор участников были назначены в окрестностях станицы Черниговская в чистом поле у одиноко стоящего на поляне дуба.

- Как-то похоже на начало былины: станица Черниговская, дуб в чистом поле:

- Да, похоже, но такие координаты доставили нам немало трудностей, потому что дуб пришлось искать ночью в проливной дождь. Поплутали мы изрядно, но все-таки нашли.

В состав экспедиции вошли 11 экипажей: четыре сочинских, шесть москвичей и мы:

Стартовали утром, в 9 часов, сразу через Кавказский хребет по горной дороге через перевал Грачевский на поселок Лазаревский - это уже совсем на Черноморском побережье. В первый день прошли 37 километров по лесовозным дорогам, исключительно в гору с единственным препятствием, представляющим крутой каменистый подъем высотой километра полтора.

- Но ведь это для джипера мелочи, не так ли?

- Конечно, но потом началось настоящее трофи с болотами, глинистыми подъемами и кислородным голоданием: высота явно давала о себе знать. Ночевка состоялась по графику, на Грачевском перевале. Мы устали, но вечером была баня, так что нам удалось восстановить силы и насладиться великолепным видом на Кавказский хребет и Черное море, которое находилось в 100 км от перевала.

- Наверняка горы показали вам не только свою красоту, но и свой суровый характер?

- Да, ночью на перевале ударил мороз минус двенадцать, колеса замерзли, и утром никто тронуться не смог. Так что еще некоторое время пришлось просто стоять и смотреть, как восходящее солнце осветило хребет Фишт, засверкавший своими ледниками.

Когда колеса оттаяли, нам предстоял непростой глиняный спуск с хребта, по отвратительной дороге, изрезанной колеями лесовозов. На одном из бесконечных серпантинов наш экипаж попал в ловушку. Мы не сумели реализовать возможности тормозной системы, пришлось тормозить "боком". Это помогло, но автомобиль остановился, лишь перевернувшись. Парни из московского клуба "Вездеход" пришли на помощь, задействовали три лебедки, и через 15 минут мы поехали дальше.

- Дальше, как показывает опыт нашей редакции, обычно бывает хуже:

- Это уж как водится. Глина стала гуще, а колея - заметно глубже. Двигались очень медленно, поэтому встречающая на промежуточном финише сторона - представители администрации Лазаревского района, не дождавшись, уехали, и, как выяснилось позже, очень вовремя. На трассе произошел сход селя, и дорога оказалась полностью отрезанной от внешнего мира. Нам помогли, послали дорожную технику. Бульдозеры прорыли узкий проход вдоль скалы, по которому мы выехали к цивилизации. В этот день мы прошли более 100 километров удачно, если не считать того, что пришлось несколько раз перебортовывать колеса.

Ночью разбили лагерь перед Лазаревским и легли спать.

- Как-то все у вас гладко получается, немногословно, что ли: проехали, перевернулись, снова проехали, легли спать:

- Джиперы вообще немногословный народ. Да и как тут красноречиво все опишешь, если оторваться взглядом от дороги некогда. Приходится быть кратким: Так что пойдем дальше пунктиром. Старт с отсечкой времени дали из Сочи, а финиш должен был быть на Змейковских водопадах. Трасса была короткая, но сложная и коварная: снова глубокая колея с крутым подъемом, преодоление брода и финиш.

На следующий день был старт от Воронцовских пещер в район Красной Поляны. Это самый сложный этап марафона, но я в нем, к радости соперников, не участвовал. Наша "Тойота" сломалась и прочно встала на промежуточном финише.

В общем, призовых мест мы не заняли, но ведь главное - участие. Призом для нас стала увлекательная поездка в Абхазию на озеро Рица после завершения трофи-рейда:

Редакция "ПМ!" в который раз хочет отметить, что в Челябинской области наблюдается бум джиперского движения. Со всей страны к нам едут немногословные люди на джипах, чтобы принять участие в осенней "ЗАХЕ" или весенней "ЗАХЕ-ББ". Год назад челябинец Евгений Шаталов в составе российского экипажа принял участие на знаменитом Rainforest Challenge, прошедшем в Малайзии. Опять же и я месяц назад сидел за рулем УАЗа на соревнованиях по ориентированию. Всплеск активности не может не радовать "ПМ!", ведь это значит, что будут новые встречи и новые репортажи для вас, читатели.

P.S. Интересующимся графиком проведения трофи-рейдов советую зайти на сайт www.off-rod74.ru.