16-01-03
Ирина ВАСИЛЬЕВА, Челябинск
Книга профессора кафедры институционального развития регионов ЧелГУ Галимы Галиуллиной "Лидерство в XXI веке: взгляд из России" совсем недавно увидела свет в Челябинске. Это раздумье о современной судьбе России, попытка осмыслить ее сегодняшнее положение и предвосхитить ближайшее завтра. "Изначально, в самом замысле книги, мною и не предполагалась привязка ее к какому-то географическому вектору, - делится автор, - поскольку задача была - осмыслить свою страну и себя в глобальном мире, мире, ставшем большой деревней. Кто мы в этой деревне?"
- Так кто же?
- Возможно, это самый важный вопрос. Встречаясь с людьми, в том числе и принимающими сегодня важные решения для будущего и страны и каждого из нас, я сталкивалась с тем, что они не осознают этого состояния большой деревни и роли, которую они играют. А осознание роли чрезвычайно важно в театре жизни.
Вот в поиск ответа на вопрос, кто мы в глобальной деревне, я и отправилась, начав свои исследования. Интересовало, что происходит с нашими российскими компаниями после 10 лет свободной жизни. Интересовала и сама свобода как явление в жизни России, что она дала и какие ее плоды выросли на посттоталитарной почве.
- И каковы эти плоды?
- Мне показалось, что плоды свободы достаточно вкусные. Россия должна стать эффективным государством, прежде всего, в области экономики. До этого ей еще очень далеко. Десять лет свободы - это даже не четверть пути.
Вкусными же плоды свободы оказались для людей действия, как уникальный шанс для тех, кто хотел и мог действовать, - для них свобода стала безбрежным морем возможностей. Появилось много ярких индивидуальностей: свобода дала возможность каждой личности проявить себя. Это самый важный плод свободы. Другие люди создают и другое общество.
- Какое? В книге предпринимается попытка определить направление движения России.
- Это и так, и не так. Я не ставила целью создать свою геостратегию развития страны. Я ставила задачу обозначить методологические основания такой стратегии. В основе методологии должен лежать тезис о мире как о возможности, а не угрозе. Это кардинальная перемена сознания. Советский вариант предполагал отношение к миру как к угрозе, и это превратило нас в чудовище с ракетами. Этот призрак угрозы нависал над сознанием каждого россиянина. Теперь мышление должно радикально меняться на восприятие мира как огромного поля возможности. И когда позитивное отношение к миру как к возможности становится главной установкой человека, то угрозу он автоматически минимизирует. Она перестает быть главным мотивом его поведения. Мотив угрозы изолировал нас как целую страну от мира, никто не относился к СССР как в нормальному государству, к нам относились как к империи зла. А отношение к миру как к возможности меняет отношения человека с окружающими людьми: он становится максимально благорасположен к ним. И люди откликаются на это. И в отношении страны все происходит так же. На мой взгляд, это стало главной причиной разрушения нашей страны как коммунистической державы.
Являясь посттоталитарной, Россия сегодня является и постмодернистской страной - сочетающей в себе ряд самых разных ценностей и укладов жизни и стилей. И самое главное - генетических кодов выживания. Уникальное их сочетание заложено в каждом россиянине - много народов совместно проживало и проживает на ее территории. И в каждом заложена уникальная генетическая программа выживания. И мы уже не раз это свое качество демонстрировали миру - умение выжить в таких условиях, в которых любая другая страна погибла бы. А геополитически Россия занимает особое положение, она всегда была страной "heart-land", сердцем земли. И все, кто имел глобальные планы завоевания мира, стремились завоевать ее. Может быть, синдром угрозы проистекает в том числе и отсюда.
Геостратегию трудно создать в отношении целой страны. И для нас важна даже не она, а выбор в силу определенных ситуаций того, с кем мы можем выстраивать альянс. Вокруг нас много разных центров сил. Например, исламский центр. А почему бы нет? Мы всегда дружили с арабским миром. Может быть, с Китаем следует выстраивать отношения. Вот эта стратегия создания альянсов, по ситуации, по изменившимся глобальным соотношениям сил, и должна быть стратегией гибкой политики, стратегией гибких национальных интересов. И в отношении геостратегии я позволила бы себе дать конкретные рекомендации только в отношении правил игры конкретных глобальных игроков. Каждая российская или уральская компания, даже самая маленькая, которая производит, предположим, валенки, она уже является глобальным игроком, хочет она того или нет, потому что наш рынок больше не является закрытым. Он открытый, все глобальные тенденции незримо влияют на него, и это важно каждому осознать. И только осознанное участие в такой игре, активное, со ставкой на максимальное выживание в ней, дает шанс на успех этой уральской компании.
- И каковы же рекомендации?
- Отношение к миру как к возможности - это первое. Следующий тезис касается отношения к персоналу, который в посттоталитарном обществе становится главным капиталом. Это люди, которые обеспечивают успех фирмы. Не станки, не земля, даже не деньги. Часто это рассматривается как вторичный фактор, а на самом деле - это условие выживания. Без преданных людей, которые чувствуют, что эта компания - главное место их жизни, - без них ничего нельзя сделать.
Другое важное правило: беречь ключевую компетентность. Это очень важное понятие для мира жесткой конкуренции. Ключевая компетентность - это то, что компания или человек умеет делать лучше всего, его главное умение, которое дает возможность существовать этой компании. Допустим, это умение красиво делать те же самые валенки. Если вы умеете делать валенки лучше всех - это будет ваша ключевая компетентность. Сберечь ее можно за счет ключевых людей, тех, кто создал это умение компании.
- Позитивное мышление автора, видимо, вселяет уверенность, что страна сумеет выжить и сохраниться?
- Да, при определенных условиях. При изменении отношения в целом к миру. В книге есть глава "Россия в глазах мира: портрет в стиле постмодерна". Там идет речь о том, что, чтобы оценить свое собственное состояние, важно понять, как к нам мир относится. Портрет России в глазах мира не слишком привлекательный - это вечно пьяная, непредсказуемая страна, способная отказаться от собственных обязательств. Бандитская страна. А в такую ни один серьезный бизнесмен не поедет, бандитская до уровня самых высших властных структур. Коррумпированная. В общем, портрет вырожденца. И нарисовали его в "коллективном творчестве" власть, криминальный бизнес и СМИ. На самом деле это не так. Россия станет очень интересной страной, если каждая компания и каждая личность сумеет осознать себя в глобальном мире как равного по возможностям глобального игрока.
- В книге дано несколько портретов наших земляков. Это первые глобальные игроки? По какому принципу они были выбраны?
- Это лидеры разных сфер жизни - бизнеса, искусства, политики, спорта. Их имена были подсказаны проведенным анкетированием: кого люди рассматривают как лидеров. Это сложное понятие, и оно трансформируется в зависимости от состояния общества. Мне было интересно посмотреть, как изменилось это понятие за десять лет свободы, как изменились сами лидеры.
Когда я первый раз сделала исследование по экономической элите Урала в 1997 году, один датский эксперт, консультант по управлению, увидев мой отчет, сказал, что здесь собрана информация о тех людях, которые будут управлять Россией через пять лет. Так оценил он важность этой информации. Лидеры - это люди, которые максимально выражают интересы общества на каком-то этапе и максимально берут на себя ответственность по их реализации. Весь риск, всю тяжесть принимают они на себя, и этим они интересны. И потому интересна была их точка зрения на положение России, как они ощущают глобализацию, каковы перспективы их компаний... И все эти встречи были радостными, потому что мои собеседники тоже обладают позитивным мышлением.
- Кому адресована эта книга?
- По жанру это научная публицистика, поскольку там опубликованы данные уникальных исследований совершенно неизученных проблем и явлений. А публицистика была необходимостью, чтобы те идеи, о которых я говорю, оказались близки многим людям, чтобы каждый мог меня понять, поскольку, я уверена, что будущее России волнует каждого, кто в ней живет.
Книга была попыткой создать имидж страны, имеющей будущее. Причем языком, который был бы близок многим людям. Эта книга выросла из первой книги. У меня была возможность сравнить состояние общества в 1991 году и в 2001-м. Не просто по ощущениям, а по цифрам: мы выросли, мы стали гораздо интереснее как общество. И это тоже сладкий плод свободы.
Конечно, хотелось, чтобы она была интересна широкому кругу, но есть и конкретные адресаты. Эта книга важна для тех растущих умов, которые хотели бы найти свою точку опоры. Я хотела своей книгой дать представление о таких точках опоры. Эта книга будет интересна ищущей молодежи, которая очень амбициозна и честолюбива, менеджерам, которые хотели бы превратить свои компании в глобальных игроков - немало интересных идей они найдут в книге. Они могли бы привлечь всю пользу мира на воплощение собственных идеалов. Важна книга и для тех, кто просто хотел бы обрести надежду, на кого окружающая жизнь слишком давит. Я радуюсь, когда люди мне говорят, что книга улучшает их настроение и отношение к жизни. n