16-01-04


Сервис на шесть рублей

Как потрачены деньги, собранные транспортниками Челябинска после увеличения тарифа на проезд

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

В конце прошлого года еженедельник "Челяба" начал интерактивный диалог с читателями. Любой горожанин может позвонить на "прямую линию" по телефону 63-62-93 и спросить редакцию о том, что его волнует. На наиболее повторяемые и интересные вопросы теперь можно получить ответ в газете "Челябинский рабочий".

Одна из основных тем интерактивного общения - стоимость внутригородских пассажирских перевозок. Многие жители вспоминают о том, что повышение в феврале прошлого года тарифа на проезд с четырех до шести рублей мотивировалось необходимостью развития городского транспорта, улучшения сервиса. На какие цели, спрашивают сегодня читатели, пошла эта "прибавка", удалось ли обновить машинный парк "Челябгортранса"?

- Даже с дотацией города, - говорит вице-мэр Челябинска Владимир Алейников, - шестирублевый тариф позволяет организовывать работу транспорта лишь на том уровне, который имеем сегодня. Он не покроет возникших расходов, если транспортники начнут действовать в соответствии со всеми правилами и инструкциями: меняя положенное количество раз запчасти, осуществляя техническое обслуживание по существующим нормативам.

Хотя мы все-таки стараемся обновлять подвижной состав. Не говорю о ремонтно-восстановительных работах. Предприятие в Миассе ежегодно около сотни автобусов и троллейбусов восстанавливает. Это наша палочка-выручалочка на протяжении последнего пятилетия. Без нее сокращали бы транспортную сеть.

Минтранс уверяет, что работа челябинского пассажирского транспорта - одна из лучших в России. Это надо отметить без ложной скромности.

- В прошлом году машинный парк пополнился больше, чем в предыдущем?

- На одну единицу. Но если считать по вместимости машин, сравнение в пользу 2003 года окажется более явным. Кроме ПАЗов и "Газелей" приобретались и "серьезные" ЛиАЗы. Больше купили троллейбусов.

- Достаточно этого для областного центра?

- Если менять подвижной состав как положено, процесс выльется в бешеные деньги. Сейчас самортизировано около 30 процентов трамваев, то есть примерно 90 единиц. Один трамвай стоит пять миллионов. Значит, нужно, по крайней мере, 450 миллионов рублей, если подходить к проблеме нормативно. А вся дотация от городского бюджета на этот год - 115 миллионов, и транспортники еще что-то зарабатывают. Но нас уже официально предупредили: дорожают электроэнергия и топливо. Тариф же остается прежним, и мы с ним к концу года, скорее всего, начнем захлебываться.

- Опять будет поднят вопрос о повышении платы за услуги муниципальных перевозчиков?

- В 2004 году тариф не станем повышать - это железно. Обещали не тревожить жителей два года, и "Челябгортранс" свой бюджет выстраивает таким образом, чтобы выжить и даже немножко развиться. В Москве, кстати, проезд стоит уже 10 рублей.

- Как будет совершенствоваться сервис? Каковы ближайшие перспективы?

- Мы сейчас пытаемся их уяснить. Какими будут цены на ГСМ и электроэнергию? Эти две составляющие потянут городской транспорт либо в одну строну, либо в другую. Мы постараемся оставить те же показатели по закупке техники, что и в 2003 году, но придется работать в более суровых экономических условиях, поскольку шесть рублей сегодня - это не шесть рублей вчера.

Борис ШУПЛЕЦОВ, руководитель МУП "Челябгортранс":

- Повышение проездного тарифа позволило вести работу в обычном, штатном режиме. Машины, как в некоторых городах, не останавливались из-за отключения электроэнергии. но "по нормам" мы не живем уже с десяток лет. Нормативы предполагают, что ежегодно должно обновляться до 10 процентов подвижного состава. этого нет ни в одном российском городе. Напротив, где-то муниципальный транспорт вовсе перестает существовать.

Сегодня исключены из льготного списка потребителей энергии автобусы, что будет ощутимо для нас. Платили за эту группу около 80 копеек за киловатт-час, будем - 1,6 рубля. "Срезано" с прошлогодней суммы около 30 миллионов рублей, предназначенных для компенсации проезда федеральных льготников. Однако в объемах, которые позволят финансы, продолжим обновляться. На следующей неделе будет объявлен тендер на покупку двух новых автобусов.

Комментарий "Челябинского рабочего"

Когда повышался тариф, говорилось: появится специальный счет, на который станет "капать" прибавка к прошлой стоимости проезда (она и должна использоваться для приобретения новой техники). Речь, отмечали руководители "Челябгортранса", шла о 50 копейках с шести рублей. Как было? По словам Бориса Шуплецова, когда-то на этот счет перечисляли по рублю и более, а когда-то ничего - в общем, как могли...

Но общественный транспорт - не роскошь, а "предмет" первой необходимости. Всегда ли мы довольны его работой? И на остановке в непогоду случается постоять, и в переполненном автобусе проехать. А гордость за то, что вместо стекол в трамваях не стоят фанерки, уже "не греет". Однако к достижениям действительно можно отнести сохранение муниципального транспорта как "боеспособной единицы", а также рост нового "класса" перевозчиков. с появлением маршрутных такси стало все же веселее - выручают резвые. Они же, в свою очередь, ориентируются на уровень "муниципальных" цен. Кто знает, будь у нас одни частники, пришлось бы тогда многим ходить пешком или передвигаться на велосипеде по причине высоких расценок?