16-01-04


Речка Калка, ХIII век...

Оказывается, история не уходит в прошлое

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Что нам теперь, через 780 лет, битва при Калке? Давняя история, глава в учебнике? Время, ушедшее навсегда?

Нет. Можно даже подумать, что история идет по кругу, повторяясь. Тогда - раздоры князей, теперь - раздоры президентов. И битва при Калке не осталась в ХIII веке, она - с нами...

***

В отпуск я ездил на родину, а родина моя - в Приазовье. Из городов ближе всех Мариуполь. Это - Дикая степь. Скифская, половецкая, печенегская, кыпчакская, сарматская... Кочевничья. К стыду своему, я не так давно осознал, что речка Калка - рядом, на полпути от моего села до Мариуполя. Только в этом году я нашел время съездить на Калку.

Теперь это - речушка в узком руслице, правда, в высоких берегах, которые иногда широко раздвигает пойменная долина. В такой долине, в тени ветел, - стадо коров, пригнанных на обеденную дойку. Останавливаю одного из местных жителей, чтобы расспросить о реке. Мужчина назвался Анатолием Михайловичем.

- В детстве, - сказал Анатолий Михайлович, - мы в Калку с берега ныряли. А мой дед ловил здесь огромных щук. Теперь от речки мало что осталось.

- А это что? - спросил я. Высоко над речкой возвышалась каменистая гора.

- Это отвал Кальчикского карьера. Гранит здесь берут, точнее, сианит. Для щебенки. А щебень наш особый. Отсюда его возили в Москву, строить Останкинскую башню, и даже на Байконур...

- Так где же здесь битва была?

- А кто его знает...

Битва при Калке не могла не оставить никаких следов. Когда-нибудь это пропитанное кровью место будет найдено. Оно где-то здесь, где-то здесь...

***

А. Пушкин: "Прибыв на берег Калки (река в Екатерино-славской губернии), Мстислав Галицкий перешел ее со своим войском, в то время как остальная армия, под начальством князя Киевского, укрепилась на противоположном берегу. На следующий день (31 мая 1223 года) враг появился, и началась битва между татарскими войсками и передовым отрядом, состоявшим из войск князя Галицкого и половцев".

Н. Карамзин: "А Мстислав Романович Киевский еще стоял на берегах Калки в укрепленном стане на каменистой горе. Видел бегство россиян. Татары не одолели укрепление, но взяли хитростью".

В. Ян: "В битве при Калке на длинном Залозном шляхе погибло много славных русских богатырей и рядовых удальцов".

Считается, что битвой при Калке началось татаро-монгольское иго, продолжавшееся 240 лет.

***

Было и прошло. Мало ли кто с кем бился. В сущности, все со всеми. Было и прошло. Да?

Нет.

Р. Кутуй: "Я - татарин! На имени этом клеймо".

Надо быть татарином, чтобы понять это: они не хотят, чтобы то давнишнее иго называлось татарским. Они, живущие в России, ее второй народ, считают, что в истории случилось недоразумение, которое бросает тень на дружбу татар и русских до сих пор, не дает ей отстояться, осветлиться. В школе татарские дети стесняются учить и пересказывать тему про татарское иго. Вообще слово "татары" в России имеет унизительный смысл, вроде прозвища. А пословица про татарина, который чуть лучше нежданного гостя, преследует татар на каждом шагу. Они готовы даже называться не татарами, а булгарами.

Короче, то средневековое иго застряло между татарами и русскими клином - не вышибить его никак.

***

С игом и в самом деле не все ясно. То есть ясно, что в ХIII веке Русь испытала ужас нашествия, который держится в памяти до сих пор. Страх перед тучами кочевников, запечатленный в летописях, как выдумку не отбросишь. Унижение русских князей, лежавших ниц перед ханским шатром в ожидании ярлыка, тоже не из области фантазий. Города и деревни в огне, угнанные стада, пленники и пленницы - и это не вычеркнуть пером. Что-то было. Но что?

Известный историк Л. Гумилев ставит под сомнение само иго. Его поддерживают многие татарские историки. Резоны у них веские. Они находят прорехи в официальной версии и выстраивают свою, тоже, впрочем, не дающую ответов на все вопросы.

Известно, что кочевники (только монголы?) в начале ХIII века не смогли взять Дикую степь в лоб: их остановили башкиры. В Дикую степь пришельцы с востока проникли в обход, через Кавказ, и напали на половцев. Половецкий князь Котян обратился за помощью к Мстиславу Галицкому, который, между прочим, приходился ему зятем. Вообще к тому времени, как заметил Гумилев, многие половецкие красавицы были матерями русских князей, в том числе и Александра Невского. Русские довольно часто женились на "красных девках половецких". И половецкие парни без принуждения принимали христианство. Так был крещен даже сын и наследник Кончака - Юрий.

Половцы убедили русских князей выступить против новых врагов. Но после победы в битве на Калке войско "бугатура Субутая", двинувшееся на восток, было разбито на Волге булгарами, а булгары - те же татары. Только через двенадцать лет кочевники (только монголы?) вновь появились на берегах Волги и на этот раз покорили Великую Булгарию. (В этой битве погиб почитаемый татарами поэт Кул Гали). Теперь ничего не мешало кочевникам появиться на Руси.

Однако, по Гумилеву, русские князья уже в 1243 году заключили с Золотой Ордой мир и жили с завоевателями "в симбиозе". Приводится такой факт: Александр Невский приехал к Батыю, побратался с его сыном Сартаком, то есть стал приемным сыном хана, и привел из Орды на Русь татарский корпус Неврюя.

"Симбиоз" закончился только в 1312 году, когда хан Узбек принял ислам.

Татары не хотят, чтобы в России отмечались юбилеи Куликовской битвы, что вряд ли приемлемо. Тем более что, по версии некоторых историков, на Куликовом поле татары были не противниками, а союзниками русских. Так же, как на Чудском озере, где татарская конница воевала на стороне Александра Невского.

В разное время часть татар перешла на территорию Руси, обрусела и дала русской нации такие "исконно русские" фамилии, как Суворовы и Кутузовы, Карамзины и Тургеневы, Булгаковы и Бердяевы, а также сотни других. Некоторые специалисты утверждают, что 40 процентов русских - это татары, утратившие свою национальность.

Есть даже и такое мнение, что татарское влияние на Руси было значительнее византийского. Татары будто бы принесли на Русь то, чего русские не имели: от фискальной системы и ямской службы до денег, валенок и пельменей.

Римзиль Валеев вывел такую формулу: "Татары никогда добровольно не входили в Россию и никогда добровольно не выйдут из нее". Впрочем, находятся и люди, которых вдохновляет и идея Великого Татарстана, который, объединив татар, башкир, а также казахов, киргизов, узбеков, станет "верным форпостом исламской цивилизации на границе Запада и Востока".

***

Для многих из нас кажется новой мысль о том, что нет и не может быть объективной истории, истории для всех. Каждый народ пишет свою историю, причем разную в разные времена. Нет истории, которая признана и "утверждена" всеми раз и навсегда. Как ни печально, но прошлое всегда подводится под сегодня. В очередной раз переписать историю легко еще и потому, что она опирается на редкий, с прорехами, частокол фактов и даже сама ее хронология зыбка.

Что касается истории русских и татар, то как раз интересы сегодняшнего дня (и будущего) требуют внимательней вглядеться в далекий ХIII век. Судя по всему, иго было не монгольским, не татарским, не татаро-монгольским, а нашествием многих кочующих племен. Но сколько их было числом? Наука еще не объяснила нам, почему шесть миллионов русских попали под иго кочевников, количество которых, разумеется, не исчислялось миллионами. Не только Русь, но и вся Европа, мягко говоря, опасалась татар. Почему? Кстати, даже и само происхождение слова "татары" не очень внятно.

Как бы то ни было, плохо, если прошлое мешает жить сегодня. Разумеется, дело не в том, чтобы русские или татары отказались от своей истории. Что было, то было. Кто-то кого-то когда-то побеждал - то татары русских, то русские татар. Ну и что теперь? С немцами воевали всего пятьдесят лет назад, и то война с ними уходит в прошлое. Не пора ли и злополучному игу умиротвориться? По крайней мере, память о нем не должна никого оскорблять.

Я думаю, татар можно понять. n