16-02-01


"Серый" двойник легпрома

Предприятия легального сектора экономики вынуждены конкурировать с дешевым контрабандным товаром в неравных условиях

Недавнее совещание с руководителями предприятий легкой промышленности, состоявшееся в администрации области, наглядно продемонстрировало, что за годы существования в новых экономических условиях представители этой, некогда избалованной вниманием властей отрасли, закалились в рыночных испытаниях, научились самостоятельно преодолевать трудности и достигли в этом определенных успехов. Объем производства в легкой промышленности за минувший год на 2,5 процента превзошел даже среднеобластной показатель роста, считающийся рекордным, а рентабельность, наконец, преодолела "роковую" 5-процентную планку и поднялась до 13.

По словам руководителей, принявших участие в совещании, эти очевидные успехи достигнуты не благодаря поддержке областной администрации, а вопреки ей. Программа развития легкой промышленности на 1999-2001 год, поддержанная губернатором и утвержденная депутатами законодательного собрания области, так и не нашла бюджетной поддержки (кстати сказать, благополучно почила в бозе и предшествующая программа). Посулы властей по введению 50-процентной льготы по налогу на прибыль и налог на пользователей автодорог остались ничем не подкрепленной декларацией. Равно как и обещанные 7 миллионов бюджетных рублей, которые планировали направить на поддержку отрасли. На сегодня ни одно из предприятий легпрома не вошло в областную инвестиционную программу поддержки промышленности области и, следовательно, не получило возможности для 50-процентной компенсации банковского кредита. Нет представителей легкой промышленности и в новом составе Законодательного собрания области.

Но нет и худа без добра. Оказавшись один на один с рыночными трудностями, представители отрасли нарабатывают собственный опыт решения социально-экономических проблем. Фабрика "Одежда" отказалась от грабительских заказов по толлинговой схеме, на которую еще несколько лет назад вынуждена была идти в надежде получить "живые" деньги. В итоге несколько уменьшились объемы производства, но зато сократилась и общая задолженность предприятия перед кредиторами, наступило некоторое экономическое оздоровление. Фирма "Юничел" только за два последних года создала дополнительно 400 новых рабочих мест, своими силами организовала учебу кадров, занимается обновлением парка оборудования, постоянно расширяет сеть фирменных магазинов, число которых уже приближается к полусотне. Союз "Легпром" разработал взаимовыгодную схему выплаты детских пособий и пенсий за счет поставки товаров швейной, обувной, кожгалантерейной промышленности, опередив в этом отношении Кемерово. Так что надо отдать должное представителям отрасли: как бы трудно им ни приходилось, они не выступают в роли просителей, всегда предлагая взаимовыгодные для региона экономические модели и схемы сотрудничества и зачастую даже кредитуя бюджет товарами жизнеобеспечения.

Напрашивается вопрос: так, может, и не надо лег-прому от власти никакой помощи? Ведь вот, кажется, уж и похоронили их, а они не только живут, но и свой опыт нарабатывают, и объемы производства наращивают? В этих словах был бы определенный резон, если бы не ряд обстоятельств. С ростом реальной стоимости рубля для предприятий легкой промышленности практически исчерпаны возможности импортозамещения. Грядут новые времена, требующие изменения экономической политики в целом, а это, как ни крути, прерогатива власти. Речь прежде всего о проблемах конкурентоспособности и качества продукции легпрома, о которых говорил в своем выступлении заместитель председателя комитета по промышленности администрации области В.Х. Цуканов. По его наблюдениям, после финансового кризиса 1998 года отечественные товаропроизводители так и не смогли занять главенствующее положение на рынке. Рост курса доллара оказался палкой о двух концах: с одной стороны, уменьшился поток "челноков" из Турции и Польши, но с другой, сырье-то отечественные товаропроизводители все равно покупают за границей. В итоге процесс экономического становления отечественных предприятий и фирм явно затянулся, и зарубежные конкуренты опять быстрее местных приноровились к новым условиям. Объем завозимых ими товаров медленно, но верно растет. Помимо стран Юго-Западной Азии на обувные рынки региона рвется Украина. Серьезную угрозу нашим обувщикам, швейникам и трикотажникам представляет легкая промышленность Китая, уже подмявшая под себя рынки США, Австралии и крупных европейских стран. Чтобы выдержать этот напор и в очередной раз не похоронить нашу легкую промышленность (а с нею налоги, в прежние времена составлявшие до четверти бюджетных поступлений), надо осуществить комплекс мер по укреплению конкуренто-способности, причем на уровне всего региона, что опять же является неотъемлемой функцией власти.

Что надо сделать в первую очередь? Генеральный директор швейной фабрики "Одежда" В.И. Сотников в своем выступлении сказал о необходимости борьбы с так называемой серой и черной растаможкой. Именно по этой причине на наши рынки проникают дешевые и скверные зарубежные товары, с которыми не может конкурировать более качественная, но и более дорогостоящая продукция, изготовленная на законопослушных предприятиях, платящих все налоги в бюджет. "Наведите порядок на базарах, не стимулируйте открытие новых китайских рынков! - обратился к представителям власти г-н Сотников. - Если мы будем поставлены в равные условия, тогда и конкуренция будет честная, южноуральцы смогут приобретать более качественные товары местных товаропроизводителей, а мы, руководители, наконец, сможем поднять долю зарплаты в себестоимости продукции (на сегодня работники лег-прома получают в 2,3 раза меньше, чем их коллеги на промышленных предприятиях). А будет достойная зарплата - к нам пойдут квалифицированные кадры. Ведь навели же порядок с паленой водкой!"

Председатель комиссии "ПромАсс" по развитию предприятий легкой промышленности, генеральный директор фирмы "Юничел" В.С. Денисенко поддержал коллегу и в подтверждение правоты его слов привел цифры по обуви: только в прошлом году фирма заплатила 56 миллионов рублей налогов, в то время как торговцы на рынках вообще не имеют кассовых аппаратов. Легкие заработки привлекают в эту сферу экономики тысячи людей, в итоге у легальной легкой промышленности появился теневой двойник, который работает в значительно более выгодных условиях. Сотни больших и малых фирм завозят в Россию обувь по заниженным ценам. Сапоги при минимальной стоимости в 20 долларов декларируются по 3-5 долларов. Разница оседает в карманах предприимчивых дельцов и таможенников. Из 230 миллионов пар обуви, проданной в России за минувший год, 160 составил левый контрабандный товар.

Словом, поддержка отрасли необходима в основном в части создания равных условий для конкуренции. В остальном достаточно соблюдения законодательных актов и норм РФ на территории области. Речь, в частности, о выполнении указа президента от 29.01.2000 г. N 115 о помощи домам престарелых. В соответствии с этим документом в 2000 году был выделен первый транш в размере 8,6 миллиона рублей на поставку мягкого инвентаря упомянутым учреждениям системы соцзащиты. Поставки должны были осуществить предприятия легкой промышленности в счет своей задолженности перед Пенсионным фондом. Но заказ прошел мимо швейников и ушел прямиком на Симский агрегатный и Магнитогорский электротранспортный заводы. В счет второго транша была завезена уже готовая продукция из Иваново и Подмосковья, причем по цене, значительно выше существующей в регионе. Местные предприятия легпрома, рассчитывавшие сократить свою задолженность перед Пенсионным фондом и загрузить производственные мощности, снова остались ни с чем.

Уместно вспомнить в этой связи и еще один неработающий закон, принятый самими же депутатами областного Законодательного собрания - "О государственном заказе". Несмотря на принятие закона, заказы на обеспечение тем же мягким инвентарем предприятий бюджетной сферы сплошь и рядом размещаются за пределами области. А значит, и рабочие места, и налоговые отчисления остаются в других регионах.

Масштабную загрузку предприятий отрасли сулила реализация программы по изготовлению одежды для школьников, разработанной местными швейниками еще в 1996 году. У нее было много преимуществ, таких, как решение проблемы социального равноправия детей в школах, обязательная сертификация тканей, предназначенных для пошива формы (зачастую одежда для школьников, купленная на китайских рынках, элементарно вредна для здоровья), а также возможность получить школьную одежду в счет задолженности государства по детским пособиям. Прошло уже пять лет, схему, предложенную южноуральскими швейниками, успешно используют их коллеги из Оренбурга, Кургана, Хабаровска, городов Подмосковья. Челябинска в этом перечне нет. Мы опять остались в хвосте там, где на законных основаниях могли бы быть первыми.

Острой остается проблема смены форм собственности на предприятиях легкой промышленности. Не секрет, что порой через процедуру банкротства к руководству приходят люди, истощающие предприятие в силу своего неумения хозяйствовать, а то и по злому умыслу, польстившись на быструю оборачиваемость рубля. Два года назад "Челябинский рабочий" писал о судьбе Магнитогорской швейной фабрики - крупнейшей в России. Смена собственников стала для нее губительной: нынче фабрику продают с молотка. Хорошо, если новым собственником окажется крупное предприятие вроде ММК, заинтересованное в производстве больших объемов спецодежды и располагающее финансовыми возможностями для возрождения предприятия...

Сегодня на многих территориях РФ началось возрождение легкой промышленности. Словно вспомнив о том, что легпром решает целый комплекс важнейших социально-экономических вопросов, власти уделяют решению этой проблемы самое пристальное внимание. В Татарстане отменили все республиканские налоги на предприятиях легкой промышленности, в Иваново активно предоставляют льготные кредиты, интересный опыт накоплен в Кемерово, Башкирии, Оренбурге, Перми, на Алтае, начинают разворачиваться курганцы, екатеринбуржы предоставляют челябинским обувщикам лучшие торговые площади, знай торгуй. Представители челябинской власти в своих отношениях с легкой промышленностью пока ограничиваются в основном организацией заседаний и совещаний. Увы, от них мало проку. Изменится ли положение в ближайшем будущем? Хочется на это надеяться. Подъем предприятий легкой промышленности неразрывно связан с подъемом экономики региона в целом.

Лидия ПАНФИЛОВА