16-02-02
Олеся ГОРЮК
Челябинск
Каждому из нас знакома картина: привычные глазу бойлерная, арка или стена дома вдруг "преобразились" - на них появились яркие большие буквы или незамысловатый рисунок. Для Челябинска это явление последних нескольких лет, а по всему миру оно имеет давнюю, богатую событиями историю и называется граффити. Слово происходит от итальянского "граффито", то есть "нацарапанный", хотя сейчас царапать не станет никто из граффитистов - все они пользуются аэрозольными баллончиками с краской.
Граффити, каким мы его знаем сегодня, зародилось в Нью-Йорке. Первоначально оно воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения. Специалистов волновало, "что и зачем пишут люди на стенах?" (название одного капитального граффитоведческого труда). Со временем ЧТО сменилось на КАК. Граффитистов стал гораздо больше интересовать внешний вид букв, нежели содержание написанного. Появилось множество направлений - от считающихся уже немодными "надувных" букв до невероятно изощренного и требующего немалого мастерства и сноровки "дикого" стиля, в котором письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Есть среди граффитистов и "чистые" художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок.
Руки прочь от трамваев!
На Западе бум граффити пришелся на 70-е годы. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков стали поезда подземки. Властям это пришлось не по нутру. Немало американских граффитистов поплатилось за свое творчество внушительными штрафами, а кое-кто угодил за решетку. Нечто подобное происходит сейчас в Москве. Там мэр Лужков дал распоряжение ГУВД начать выявление любителей граффити, которых будут ставить на учет и проводить с ними профилактические беседы.
Челябинские власти отреагировали на это новое явление с точностью наоборот. Администрация Калининского района осенью прошлого года провела открытый конкурс граффити. В обоих случаях за дело взялись люди, совершенно не представляющие, что это такое. Логика Лужкова и его команды такова: отделить хорошее граффити от мазни сложно, лучше все запретить. Челябинское руководство так определило цель проводимого конкурса граффити: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не кололось.
Мы решили разобраться, что движет граффитистами, или райтерами, как они себя называют (от английского write - писать), вместе с командой-победителем челябинского конкурса "Shadouz crew". Это пятеро ребят: Степан Солодков, Никита Васильев, Паша Зотов, Вячеслав и Михаил Нетесовы. Им по 17-18 лет, все являются студентами вузов города. Их картину единственную можно считать профессиональным граффити: некто изображен на фоне ночного урбанистического пейзажа. До момента награждения эта работа не продержалась: кто-то сильно повредил стену кирпичом. "Скорее всего, конкуренты, - считают мальчишки. - Просто некоторые думают, что они лучше всех".
Помимо выяснения отношений между командами райтерам приходится разбираться и с милицией. Если страж порядка встретит уличных художников за работой, то полюбовно они не разойдутся.
Негласный компромисс здесь все же найден: во дворы люди в форме заглядывают редко, поэтому рисовать там можно практически безнаказанно. А вот "украшение" трамваев карается строго, и пара прецедентов в Челябинске уже была. Тем не менее можно с большой долей вероятности утверждать, что до такого бума, как в Москве, у нас вряд ли дойдет. Провинция всегда отличалась большей, чем столица, долей здорового пофигизма.
- Профессиональное граффити и хулиганство не совместимы в принципе, - считает Никита. - Хорошая команда должна двигаться вперед, а конфликты сильно мешают работе. Кроме того, хулиганство бесцельно. Лучше сделать красивое граффити во дворе, чем за минуту разрисовать фасад дома.
Этому нужно учиться
Гораздо большую проблему, чем вандализм, представляет эстетическая сторона. Граффити недаром так не нравится людям пожилого возраста. Пенсионеры, не боясь показаться старомодными, выступают даже не столько против самого граффити (им и слово это не известно), сколько против безвкусицы и агрессии, которую несут в себе многие рисунки дилетантов. А таких в Челябинске большинство. Хорошие росписи выполнены командами, занимающимися граффити не один год. Помимо "Shadouz crew" это группа райтеров из центра хип-хоп культуры "Hettablasta". Обе команды даже организовали школу граффити.
- Мы хотим из toy'ев (дилетантов) воспитать настоящих райтеров, - говорит по этому поводу Степан, капитан команды "Shadouz crew". - Многим ребятам есть чему поучиться. Они не делают предварительных эскизов на бумаге, рисунки получаются непропорциональными. Считают, что достаточно взять баллончик, водить им вправо-влево - и будет граффити. Кроме того, мы занимаемся "продвижением" собственной команды. Это стало возможно совсем недавно, когда в Челябинске появилось коммерческое граффити, или граффити-дизайн.
Действительно, в Челябинске есть несколько магазинов, киосков и клубов, оформленных граффитистами. Взрослые поняли, что рисунки подростков более всего способны привлечь внимание их ровесников, да и люди постарше, хотят они того или нет, обращают внимания на яркость объемных букв. Входя в коммерческое русло, граффити перемещается из подворотен на фасады домов, и уже там оно обязательно должно быть выполнено со вкусом.
- Но помимо коммерческого должно обязательно остаться некоммерческое граффити, - считают ребята. - Потому что только там можно выразить свои мысли.
Непревзойденные возможности
Настенный рисунок создается командой. Сначала капитан делает скетч (эскиз) на бумаге, потом на месте будущего граффити делается разметка. Работа в замкнутом пространстве делается в респираторах: токсины, содержащиеся в краске, могут вызвать рак легких.
Каждый специализируется на своем. Кто-то рисует контуры, кто-то делает заливку, капитан устраняет шероховатости и добавляет спецэффекты.
Те, кто считает себя настоящими райтерами, придерживаются неписаных правил. Нельзя наносить свою работу поверх чужой, брать эскизы из Интернета, рисовать на стенах памятников и объектов культуры. Впрочем, последнее можно было бы свести к первому, потому что у граффити есть все возможности, чтобы тоже стать объектом культуры. Уличная живопись не является предметом исследований искусствоведов, а то обнаружилась бы интересная вещь: единственные жанровые признаки граффити - стена и баллончик с краской. В распоряжении райтера есть цвет и слово - в этом граффити уникально. Можно нарисовать картину, которая, не будучи ограничена пространством галереи, доступна всем, а можно написать фразу, которая скажет больше, чем многотомный роман. Кстати, Виктор Гюго написал "Собор Парижской богоматери" под впечатлением граффити - начертанного по-гречески слова "рок". Я уж не говорю о совмещении текста и картины.
Так что искоренить граффити даже самыми строгими административными мерами вряд ли удастся. А вот сделать его более профессиональным совсем не помешает. n
Что лучше - граффити или серые стены?
Татьяна Темерова, дизайнер:
- Стены должны быть отремонтированы, и на них не должно быть граффити. А вот на заборах строек, которые стоят годами, граффити нужно обязательно, иначе - скучно.
Павел Ходаев, художник:
- Вот мы говорим: граффити, граффити, все это весело и хорошо. Но забываем, что Америка переболела этим лет 20-30 назад, а до нас оно докатилось, как всегда, только сейчас.
Зайнула Латфулин, председатель Челябинской организации Союза художников России:
- Считаю граффити проявлением дурного вкуса. Каждая вещь должна делаться профессионально. И архитектура, на которой может быть это граффити, должна быть подвластна архитектору. А эти ничего не значащие разбрызги, делающиеся на заборах, пока никто не видит: А как техника в руках профессионального художника граффити вполне может существовать.
Сергей Шевченко, свободный философ:
- К граффити отношусь положительно. Например, забор на радиозаводе находится почти в центре и не имеет права быть серым. Там граффити очень к месту. Другой момент - граффити нет альтернативы. На настенные росписи, которые были при социализме, у властей денег нет. А граффити - замена достаточно стильная. Там изображение и буква слиты воедино, а знаковая культура - культура будущего.