16-03-01
Лидия САДЧИКОВА
Челябинск
До очного знакомства с Ольгой Турбиной я как-то консультировалась с ней по телефону насчет одной заметки. И в моем представлении возник образ солидной и важной ученой дамы: все же профессор, да и должность у нее руководящая. А вошла к ней в кабинет и увидела: сидит за компьютером похожая на студентку-старшекурсницу молодая, стройная, красивая женщина. Приветливая, любезная. В общем, не "сухарь", а современная бизнес-леди.
Один знакомый рассказал мне накануне моего визита к Турбиной, что в свои 18 лет Ольга прославилась в Челябинске, будучи с 15 лет солисткой ансамбля "Чернильные кляксы". Слушатели ее обожали. Она была любимицей фестивальной публики на Ильменском и Грушинском слетах самодеятельной песни. Судьба свела ее с самыми прославленными бардами. А Юрий Визбор, увидев Олечку, послушав, как она поет, сочинил для нее песню. И знаете, какую? "Милая моя, солнышко лесное". Это же один из шедевров знаменитого автора!..
Ольга Турбина родилась недалеко от Челябинска - в городе Озерске, печально известном как "Сороковка". Отец работал на "Маяке", мама - в Доме культуры. Вечно занятые, они оставляли дочку под присмотром пожилых соседей, ставших им словно родными. Баба Шура всю войну прошла с маршалом Коневым в качестве личного повара. А в "Сороковку" ее рекомендовали поваром к директору "Маяка" Музрукову. Ей не раз приходилось кормить Курчатова, Сахарова, других известных людей. Ольга Турбина, шутя, говорит, что в детстве хлебала с ними из одного котелка. Дед Жора тоже в свое время служил у Конева - ветеринарным врачом. Баба Шура ласково звала его "старым лешим" да, видно, не случайно. Умел он ладить с природой, знал какие-то хитрости. И маленькую Олю, которую врачи приговорили к неподвижности вследствие тяжелой болезни, поставил на ноги с помощью массажа, целебных трав и самодельных мазей.
Когда из-за последствий ядерной аварии стали погибать товарищи отца (ему, кстати, тоже пришлось работать в ночь, когда случилась авария), семья перебралась в Челябинск. Учеба в школе давалась Ольге без труда. И она легко совмещала ее с рисованием и занятиями в хоре ансамбля песни и танца Дворца пионеров на Алом поле, была, между прочим, солисткой на протяжении девяти лет. А потом - "Чернильные кляксы", золотые призы на песенных фестивалях в Куйбышеве, Москве, Киеве. Потом - поступление в Челябинский педагогический.
В 19 лет она вышла замуж за сына известного ученого-филолога, лингвиста, профессора Геннадия Андреевича Турбина, который долгое время руководил кафедрой русского языка в ЧГПИ. Свекровь Ольги Вера Васильевна Земская, доцент кафедры русского языка ЧГПИ, тоже вырастила не одно поколение уральских лингвистов. И их сын Александр, муж Ольги, был ученым-лингвистом, защитил кандидатскую диссертацию, заведовал кафедрой, готовился к докторской. Обожал жену, крепко любил сына Антона. Но... Инсульт. Александр умер внезапно в 46 лет. Он никогда не увидит своего маленького внука Сашеньку. Еще раньше ушли из жизни его родители. Ольга стала продолжателем многих незавершенных ими научных дел.
...Прежде чем начать отвечать на мои вопросы, Ольга Александровна сказала: "Иногда мне кажется, что я прожила уже несколько жизней". Такое ощущение бывает у людей сверхактивных, энергичных, постоянно пребывающих в круговерти событий, встреч, в разнообразии дел.
- Я благодарна судьбе, - призналась Ольга. - Не каждому везет, как мне. А мне был дан выбор. Все, за что бы ни бралась, легко давалось. И школьная учеба, и вокальный опыт, и научная карьера. Помните фильм "Весна" с Любовью Орловой, где она играет двух женщин, похожих, как близнецы, но живущих каждая своей жизнью? Нашелся бы талантливый режиссер, снять бы фильм про женщину, которая в одной себе соединяет две ипостаси. Это - я. Сама бы и главную роль сыграла.
- Извините, задену больную тему. Когда Марина Влади похоронила Высоцкого, она сочинила стихи. В них были такие строки: "Незаменимых - нет!" - твердят друзья неистово. Незаменимых нет? Пошлейшая из фраз! Кто дорог, тот незаменим для нас".
- Да, не могу свыкнуться с мыслью, что я потеряла любимого мужа. Мне его до сих пор не хватает. Саша был не просто близким, родным человеком, а еще и очень хорошим другом. Надежным. Умный, талантливый... Меня часто спрашивают: "Ты такая привлекательная, а почему столько лет одна?" Претенденты-то есть. Но, как говорится, дважды в "десятку" попасть невозможно.
С Сашей познакомились, когда мне не было еще восемнадцати, а он был на восемь лет старше. И только после моего совершеннолетия он впервые пригласил меня в кино - настолько был щепетилен. Потом все закрутилось. Через год мы уже поженились, и все поклонники как-то расступились, померкли перед ним. Саша был очень представительный. Из всех известных мне мужей в нашем окружении он был самым лучшим. Так получилось, что благодаря ему и его родителям я стала тем, кем стала. У нас в Челябинске, говоря о лингвистике, научная среда отсутствует. А без среды ничего не вырастает. Однако выбор этой "среды" - это был мой выбор. То, что я попала в эту семью, совпадало с моим решением заниматься чем-то очень серьезным. Сцена меня к тому моменту уже не прельщала. Однако первые месяцы замужества оказались непростыми: поменялась не только фамилия, резко изменился весь образ жизни.
- Ну, конечно! От публики, от аплодисментов, от богемного, можно сказать, уклада уйти под сень науки. "Невидимый фронт"...
- Точно. Я всегда возмущаюсь этой жизненной несправедливостью. Ученые, вершители невероятно сложных дел, двигатели многих процессов в нашей жизни, всегда остаются в тени. И в материальном плане тоже. А умственный труд - самый тяжелый из всех видов деятельности. Что скрывать, были у меня срывы, когда хотелось все бросить.
- Ольга, а скажите, красивой женщине внешность помогает или мешает?
- В научной карьере даже мешала. Причем настолько, что мне приходилось ломать свой имидж и стиль поведения. В научной среде другой этикет, другая психология, иная субординация. Для меня самым тяжелым было начать по-другому одеваться, причесываться, действовать, говорить. Не менее сложно, чем написать диссертацию. В том же фильме "Весна" героиню-актрису учили быть ученой: так было и со мной. У меня такое ощущение, что я всю жизнь себя воспитываю.
- Корпеть над книгами, рукописями - не все на это способны.
- Я тоже когда-то думала, что не смогу. Но когда увлекаешься темой и чувствуешь, что за ней что-то стоит, тебя это словно окрыляет. Казалось бы, лингвистика - скучная наука. Но она изучает язык, а язык - знаковая система, в которой зашифрованы наши знания о себе и о мире. Это тот код, который откроет тайны Вселенной. Поэтому для меня лингвистика - прежде всего способ понять человека. Ученые над этим бьются с древних времен.
- В общем, вы с головой ушли в науку. Однако не утратили ни женственности, ни обаяния.
- "Шила в мешке не утаишь", - говаривал мой муж, когда я надевала на себя "мешок", чтобы идти читать доклады, поскольку гардероб у меня был "не научный". В общем, параллельно шли по жизни две женщины, одна (та, которой я была в юности) оставалась как бы в тени.
- Так, может, вы мечтаете о чем-то ином? Или у вас, как говорится в анекдоте, жизнь удалась?
- Не как в анекдоте, но действительно удалась. Грех жаловаться. Я и друзьям, когда они ругают обстоятельства, и себе самой всегда твержу: "Не гневи Бога". Даже части той жизни, которая мною уже прожита, достаточно, чтобы сказать судьбе спасибо. У меня была возможность остаться в Ленинграде, были предложения выйти замуж и уехать в США, Францию. Выбор до сих пор остается. Но, знаете, возвращаюсь всегда в Челябинск с чувством, что это - мой дом. Без вариантов. Во-первых, здесь мой любимый сын, с которым мы настоящие друзья, мой внук, друзья, коллеги, интересная работа. В общем, хочу здесь жить. Правда, тесен стал для меня этот "дом". Что ж, есть у меня одна идея, я ее уже года два вынашиваю. Это городской фестиваль "Голоса мира". Хотелось бы сделать его традиционным. Я мечтаю о том замечательном времени, до которого, наверное, доживут только наши очень далекие потомки, когда язык перестанет быть лишь средством общения. Величайший философ Платон некогда сказал, что самые лучшие и ценные из своих мыслей никогда не доверил бы языку - настолько у него зыбкая и предательская оболочка. С одной стороны, он творец человеческого разума, а с другой - его же тюремщик. Он ограничивает наши возможности, не позволяет полностью высказаться. А кроме того, создает условия для манипуляции словом. Люди способны с помощью языка друг друга обмануть. Из-за этого возникают конфликты, проблемы. Думается, что в далеком будущем основным средством коммуникации будет непосредственный обмен мыслями. А язык останется вспомогательным средством общения. Настанет счастливое время для человечества: никакие словоблуды не пролезут во власть.
- Что нужно сделать, чтобы приблизить это время?
- Мы пытаемся: открыли у себя в лингвистическом центре курсы риторики. Кстати, сейчас очень модны такие курсы, которые учат с помощью слова воздействовать на окружающих. Мы стремимся учить видеть своего собеседника, обращать внимание на то, что он говорит. И понимать, расходятся его слова с мыслью или соответствуют ей.
А фестиваль "Голоса мира" - это тоска по прошлому и тоска по будущему, когда все люди на планете начнут говорить на одном языке. Городу нужны такие праздники. Народу это необходимо. Не случайно же существуют карнавалы в Бразилии, Венеции. Наше же европейское мировоззрение эгоцентрично. Оно ошибочно и даже опасно. Человек - существо коллективное. Он стремится к сплочению с ему подобными. Если эта коллективная энергия выходит не туда, куда нужно, она влечет разрушительные действия. Мы много теряем из-за межнациональной розни. А история свидетельствует, что все нации произошли от одной семьи. И язык был единый. Так зачем выяснять отношения!
Когда я первый раз побывала за границей, мне до такой степени стало жалко наш народ. Люди ничего в своей жизни не успевают увидеть. Они достойны лучшего. Как этого достичь? Как говорил булгаковский профессор Преображенский, "разруха - она в головах". Не надо ждать, когда придет добрый дядя. Я своим коллегам советую: "Начните с себя, не экономьте, старайтесь хорошо одеваться, создавайте свой микромир: комфортный, уютный, красивый. Все будет хорошо".
- Но у вас-то уже и докторская позади. Кстати, намереваетесь ли продолжать образование?
- Это уже будет нечто другое - путь познания, который для любого сознательного человека нескончаем. Сейчас я озадачена проблемой кадров для своей кафедры. Специалистов в области лингвистики в Челябинске мало, их даже в масштабах страны единицы. И нужно во что бы то ни стало из наших же выпускников сформировать будущих коллег. Чтобы их воспитать, приходится самой продолжать совершенствоваться в самых разных областях лингвистики. Нет другой столь разнообразной по своей сути науки. Она на стыке и с математикой, и с медициной, и с психологией, и с искусствоведением, и с историей, и даже с физикой.
- Сложно ли вам общаться с людьми, далекими от науки, тем паче необразованными?
- Я в этом случае ассимилируюсь. Вообще-то, смотря какие необразованные люди. Бывают просто хамы, к которым и приспособиться невозможно. В лучшем случае в такой ситуации нужно выбрать стиль поведения, который помогает собеседника подтягивать до себя. Иногда и это невозможно. А в принципе, никогда не ставлю себя выше аудитории и не приспосабливаюсь "снизу". Предпочитаю диалог на равных. Неравные собеседники неискренни - это раз. Их диалог будет непродуктивен - два. Одинаково не терплю и тех, кто передо мной заискивает, и тех, кто пытается на меня давить сверху. Если подчиненный во всем копирует меня, зачем он мне нужен - я сама все могу. Ты выскажи свое мнение! Я и студентов иногда корю: "Почему вы так необдуманно все за мной повторяете? Я, может, оговорилась".
- А кстати, нынешние студенты сильно отличаются от тех, какими были, скажем, мы с вами?
- В некоторых я себя узнаю. А некоторые мне чужды. Есть константа во всех сферах жизни человеческого общества, тем более в идеалах. Это - на все времена, то, что роднит нынешнюю молодежь с нашим поколением. Знаете, я их очень хорошо понимаю, хотя они по-другому мыслят. И в чем-то они гораздо лучше нас. Правда, можно им и посочувствовать. Нам легче было: за нас все решали, мы получали одинаковое образование, жили в одинаковых квартирах. А им - сложно. Все хотят подняться наверх, а условия далеко не равные. Но лучшие из них добиваются больших успехов и в учебе, и в дальнейшей карьере. Меня это утешает. Они нас "поднимут".
Мужской взгляд
Герман Вяткин, ректор ЮурГУ, доктор наук, профессор:
- Эта женщина - воплощение многих, казалось бы, не очень совместимых качеств. Обаятельная и деловая. Строгая, принципиальная, но и доброжелательная. Хрупкая, женственная (у нее даже день рождения - 8 марта!), при этом мужественная. У нее непростая судьба, и восхищает то, что она не дала обстоятельствам согнуть себя, выстояла и при этом вынесла свое дело на достаточно высокий уровень. Ее лингвистический центр - гордость нашего вуза. Объективное подтверждение тому - приток туда студентов из других вузов. Они "голосуют кошельками" и идут к Турбиной получать дополнительные знания, несмотря на то, что они платные. Значит, их привлекает качество преподавания. Надо сказать, что она и коллектив подобрала прекрасный, это "ансамбль" замечательных женщин, где Турбина - самая яркая "звезда".