16-03-02


За квартиру взыщет пристав

Для возвращения коммунальных долгов с населения в Южноуральске пошли на любопытный эксперимент

Анатолий ЛЕТЯГИН

Южноуральск

Из множества задач по принудительному исполнению решений суда и других органов возвращение коммунальных долгов у городского подразделения судебных приставов Южноуральска является одной из приоритетных. Не удивительно, общий долг по городу давно перевалил за десять миллионов рублей, из этой суммы под два миллиона рублей надо вернуть городу по решению суда. Но как вернуть, вот в чем проблема. Потому что, по словам судебного пристава Александра Тивашкова, 90-95 процентов горожан-должников - это люди неплатежеспособные: пенсионеры, низкооплачиваемые, пьющие, матери-одиночки. О спившихся мы с ним и говорить не стали, взять с них уже нечего, в квартирах у большинства и мебели, которую можно было бы продать в счет долгов, не осталось. Но есть другие должники, прижатые к земле сложившимися обстоятельствами, не отказывающиеся от уплаты, но и не способные что-либо сделать. Вчера, к примеру, пришла в службу медицинская сестра горбольницы, в слезах. На ее месте любая бы заплакала. С мужем в разводе. На руках двое малолетних детей. Живет с ними в комнате общежития.

- Ее месячная заработная плата тысяча рублей, - рассказывает Александр Тивашков. - Теперь смотрите, куда эту тысячу она должна потратить. Триста рублей - в детский сад за детей. Пятьсот рублей - за комнату в общежитии. На все остальное, на жизнь, остается двести рублей. По стоимости нынешней жизни эти две сотни ровным счетом ничего не стоят, ноль.

- И что станете делать? - спрашиваю.

- Есть решение суда, которое мы должны исполнить, - отвечает. - Даже из этой мизерной зарплаты придется забирать, в счет погашения долга, процентов тридцать. Вместе с этим надо бы разо-браться с оплатой за комнату в общежитии. На мой взгляд, это слишком высокая плата.

О службе судебных приставов, пока с ними не познакомился ближе, думал, что это исключительно карательная организация. Оказалось, это не так. Правда, и интерес у меня был довольно узок, возвращение коммунальных долгов.

- Не на каждого должника рука подымется, чтобы применить силовые методы, - комментирует Александр Тивашков. - Есть у нас в городе семья З. Нормальная, не пьющая. Но в семье девять детей, и только двое из них совершеннолетние. Мать работала в одном из ЧП, но сократили и стала безработной. Не мог нормально обеспечить семью заработком и отец. Их долг за коммунальные услуги, квартиру сейчас уже более двадцати тысяч рублей. С этой семьей мы работаем. У З. есть два месяца, в течение которых они могут погасить задолженность. Это время на исполнение нами решения суда. Случай сложный, но надеемся, что все благополучно образуется. Отец этого семейства уехал на Север, начал работать по вахтовому методу. Видимо, это самое правильное решение для этой семьи. Не получится - совместно будем искать новый вариант решения проблемы.

Три месяца назад, когда городская администрация и ее муниципальный орган - единая служба заказчика увидели, в какой узел завязались все эти коммунальные неплатежи и какими реальными возможностями обладают судебные приставы, исполняя решения судов, то решились на небольшой эксперимент. Сказали примерно так: вас завалили делами по исполнению решений судов, и у вас не хватает сил, чтобы более полно заниматься коммунальными долгами? Возьмите из службы заказчика специалиста, и пусть он работает по узкому направлению, но под вашей эгидой, от вашего имени. Вообще-то, если по всем правилам и закону, так делать не надо бы. Служба единого заказчика - муниципальное, местное образование, а подразделение судебных приставов - орган федерального подчинения, то есть структуры мало или вовсе несовместимые. И все же рискнули - эксперимент-то во благо города, его людей.

- Что из этого получается, когда прошло уже три месяца? - спрашиваю Ларису Романенко. Это она пришла сюда из городской службы заказчика и работает по договору.

- За январь-февраль взыскали с физических лиц в счет погашения долгов почти сорок тысяч рублей, - отвечает она. - За это же время направили исполнительных документов на удержание заработка по месту работы на 198 тысяч рублей, и эти деньги уже перечисляют. Только за половину марта на счет службы заказчика поступило пятнадцать тысяч рублей долгов. За время эксперимента мы успели исполнить полторы сотни производств по коммунальным долгам.

- Это большой объем работы, - дополняет Ларису Александр Тивашков. - Судите сами: на одно дело, чтобы его полностью оформить, уходит 41 минута. При условии, что по нему уже собрана вся необходимая информация.

- Долго ли продержится и во что выльется этот экспериментальный союз между городскими коммунальщиками и федеральной структурой? Может быть, это станет одним из действенных рычагов, когда придется работать с долгами и в других направлениях. Скажем, по взысканию алиментов с отцов-бегунов? - задаю вопрос старшему судебному приставу подразделения Ильдару Гиндулину.

- Пока сказать трудно, что получится, - отвечает Ильдар Мансурович. - Но положительный результат есть. Теперь бы сохранить, что наработали. Можно и все разом потерять, потому что эксперимент затеяли не совсем законно. Но жизнь диктует свои условия, от них не отвернешься. n