16-03-06
В пассажирской "Газели", бегущей в райцентр, помимо воли слушаем концерт лагерных песен. Хриплый певец в образе зека надрывно повествует о своей беспутной жизни. Сага о преступнике, а ведь трогает, бередит душу. Давно заметил особенность автобусного музыкального сервиса: с виду вполне нормальные водители почему-то предпочитают потчевать своих пассажиров исключительно блатным шансоном. И большинству это нравится. Похоже, мы действительно являемся частью специфической субкультуры, криминальная составляющая которой давно (утверждается, что еще с репрессивных 30-х годов прошлого столетия) вошла в наши мозги, а для немалого числа людей и в образ жизни. Это уже давно никого не удивляет. Но не перестает удивлять то, что темное и злое, имеющееся в людях, не только не порицается, но активно культивируется и насаждается в нашем обществе государством.
Главные телевизионные каналы, ставшие в каждой российской семье "коллективным агитатором и организатором", показывают, как теперь надо жить, перед какими героями преклоняться и на кого равняться. Так вот, каналы эти принадлежат государству и им, государством, контролируются. Такое чувство, будто осуществляется еще один национальный проект по воздействию на массовое сознание.
Возможно, кто-то усовестился, кому надо подсказал, и телесериал "Зона" с пещерными нравами и гнусными обитателями из наиболее "смотрибельного" времени перенесли на более позднее, подальше от глаз детей и подростков. "Зону" заменили "Слепым-2" с положительным героем, этаким российским Рэмбо, с холодным умом и, конечно же, стальными кулаками. Еще бы, вокруг враги! Даже не сообразишь, в каком они обличье - то ли бандиты, то ли бойцы иностранной спецслужбы, то ли нашей, но все головорезы. В результате море крови и гора покойников - легко, не моргнув глазом.
Следом за "Слепым-2", без рекламной отсечки, пошел захватывающий дух обывателя сериал "Прииск". "Кто выжил, тот не виноват! Золотая лихорадка по-русски! Брат на брата!" - стальным голосом, с садистским наслаждением приглашает к просмотру "шедевра" невидимый телеглашатай. С понедельника после "Слепого" появился "Ковер" из телесериала "Улицы разбитых фонарей-7". Легкий такой фильм, милицейская комедия. Украли два придурка ковер. Хотели его продать и стали раскатывать, а в нем, оказалось, спрятан труп человека. Умора же!
Из России лепят образ "страны-зоны". Телепродюсеры уверены, что у наших людей одно желание: взглянуть, кому там кишки выпустили, башку разбили, у кого что отобрали и кого ограбили. "Скоро! Смотрите: "Бумер-2", "Сволочи"! - ревет телеглашатай, призывая к просмотру новых сериалов. А еще можно будет посмотреть новости чрезвычайных происшествий, хронику громких преступлений. Везде - злодеи и душегубы, положительный герой не отличим от насильника, напрочь стерты нравственные рамки. Экранные герои с наслаждением пытают и убивают, в перерывах пьют, жрут, занимаются любовью. Словом, подонки и мерзавцы - будь они хоть прокуроры, хоть милиционеры, хоть судьи и генералы фээсбэшники. Самое удивительное, но старые фильмы, которые еще крутятся на некоторых телеканалах, где показываются нормальные человеческие отношения, уже кажутся пресными, скучными. Такими они кажутся мне, прожившему немало лет. Выходит, даже таких, как я, уже приучили. Но, слава Богу, не перевоспитали. Да и не на нас ставка.
На интернетовском сайте "Планета Семья" нашел статью о влиянии телевидения на массовое сознание, в первую очередь на подростков и молодежь. Выводы ученых, конечно же, новостью давно не являются. Но напомнить следует. Установлено, что к семи годам ребенок успевает увидеть на экране телевизора несколько тысяч убийств. Бесследно это не проходит. Телевидение учит впрямую и опосредованно. Не все воспринимают насилие как нечто естественное, но немало таких, что увиденное впитывают, словно губка воду. Эти выводы хорошо подкрепляются примерами из криминальной жизни молодых людей провинциального Южноуральска. В будни они пьют, грабят, отбирают сотовые телефоны. Отбирают чужое, чтобы, продав, получить карманные деньги, будто иного пути и не существует. Правонарушений и преступлений в молодежной среде становится все больше, и никакая милиция тут не поможет. В других городах нашей области обстановка не лучше. Я далек от того, чтобы во всех этих бедах винить только телевидение, с утра и до утра "гоняющее" криминальные сюжеты. Но доля его участия в разрушении нравственных установок очень велика.
Так и не пойму, что для нашего государства важнее: пресловутые рейтинги своих телеканалов или нравственное здоровье общества? Без последнего все четыре национальных проекта не стоят ничего...
Анатолий
ЛЕТЯГИН