16-04-03


Смотрите, кто пришел

"Козий остров" по пьесе Уго Бетти - первый спектакль нового главного режиссера Магнитогорской драмы Сергея Пускепалиса

Сергей

ПУСКЕПАЛИС родился около сорока лет назад в Курске от отца и матери. Отец - литовец, мама - болгарка. Родители никакого отношения

к театру не имеют. Сын тем не менее стал актером, каковым довольно долго работал в Саратовском ТЮЗе. Затем поступил на режиссерский курс Петра Фоменко, окончив который стал работать в театре-мастерской своего наставника. К обязанностям главного режиссера Магнитогорской драмы приступит в мае.

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

Уго Бетти все знающий (и все путающий) Интернет называет "знаменитым, но малоизвестным в России итальянским драматургом". В переводе на русский это означает, что отечественные театралы в массе своей о нем не знают почти ничего. "Почти" - и есть тот самый "Козий остров", пьеса, написанная в 1946 году, пять лет назад поставленная в новосибирском "Красном факеле" остромодным режиссером Дмитрием Черняковым (говорят, лучший спектакль этого не худшего сибирского театра за последние пять лет), а затем учеником Петра Фоменко Сергеем Пускепалисом сначала в самарском театре "Понедельник", потом в Магнитогорской драме. Сразу же после магнитогорской премьеры, состоявшейся буквально на днях, Пускепалис был приглашен на должность главного режиссера этого театра (место было вакантно после ухода Бориса Цейтлина) и предложение принял.

"Козий остров" - очень итальянская или, если смотреть шире, очень западноевропейская драма середины ХХ века. Все приметы: любовь как смысл, но и как кошмар существования (в программку спектакля режиссер выносит цитату из Фридриха Ницше: "То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла"), относительность (скажем так, чтобы не говорить страшного слова "амбивалентность") нравственного и безнравственного, черного и белого, хорошего и плохого, тотальное и ненавистное одиночество, но и ужас перед любым вторжением извне в твой замкнутый мир, война полов и демоны секса: Впрочем, Уго Бетти - не Сартр и не Камю, он проще, смешнее, теплее, человечнее. Южный человек, итальянец, не теоретик-экзистенциалист, а ловец запахов и звуков самой жизни.

Магнитогорский спектакль пахнет свежим деревом, из которого художник Эдуард Гизатуллин построил дом-шатер и колодец, высушенным солнцем песком, козьими шкурами, он пронизан полуденным зноем, на ночном небе здесь огромные звезды (юг!), здесь тишина. Это сонное и исключительно женское царство (вдова Агата, ее дочь и две свояченицы), как и положено, разбудит мужчина. Чужак, пришлый, человек-оборотень с солдатским медальоном и замашками "утешителя вдов". Козий остров затрясется в любовной лихорадке, приступах круговой ревности, мечтах о невозможном:

В пьесе Уго Бетти много смешного, сентиментального, игриво-фарсового и трагикомического. Но в главном она серьезна (и как выясняется в финале, смертельно серьезна). Человеку не уйти от своего прошлого, не дано научиться забывать, прощать, растворяться в другом человеке, уступать: Он тотально и бесконечно одинок.

Это играет в своей Агате Фарида Муминова, поражая сочетанием абсолютной скупости внешнего рисунка роли (каменная сдержанность вдовьей фигуры в черном) и внутренней страсти. И чем сдержанней жест, тем больше страсть. Есть опыт, говорящий "нет", а есть сердце, плоть в конце концов, живущие по собственным законам. Что такое ревновать к собственной дочери, как убить любовь и не сойти с ума, как жить с ощущением, что все, все в прошлом? Фарида Муминова играет (не всегда ровно) все самые существенные темы этого спектакля, но, к счастью, она отнюдь не одинока. Есть равноправный партнер - Андрей Майоров в роли того самого пришельца и демона-соблазнителя по имени Анджело. Это роль многоуровневая, и в ней можно играть разное. Можно опыт человека, прошедшего через ад, войну, африканский плен и бог знает что еще. Можно - авантюрную, мистификаторскую природу характера, человека, всегда обманывающего всех, даже самого себя. Можно - слабость, поиск убежища, защиты, любящего сердца. Андрей Майоров играет дар вызывать не просто любовь, но чувственную лихорадку, эротическое помешательство. Это умение столь редкое (на современной челябинской сцене нет ни одного молодого героя с подобным даром), что можно даже забыть о том, что так и осталось несыгранным. Елена Ерина и Елена Савельева остро, с юмором и грацией сыграли дуэт сестер-своячениц (каждая нашла индивидуальные тонкости, детали), а юная дебютантка Татьяна Бусыгина в роли дочери Агаты Сильвии демонстрирует особую угловатую нежность плюс весьма незаурядный характер.

В общем, не просто хороший спектакль, а в некотором роде даже более чем. С изобретательно и очень стильно (и современно) решенным пространством, точно подобранной музыкой, но главное - внутренне наполненный, не отпускающий, заставляющий сопереживать. Такое возможно лишь как результат серьезной работы очень профессиональной команды и еще - как счастливое совпадение творческих индивидуальностей. Когда режиссер и актеры, что называется, находят друг друга. Очень хочется, чтобы талантливая и яркая труппа Магнитогорской драмы и Сергей Пускепалис, режиссер хорошей школы и очень перспективный, нашли друг друга надолго.