16-04-04


Сибирский уголь и уральские интересы

У челябинских горняков появляется конкурент на местном рынке

Сергей БЛИНОВСКИХ

Челябинск

Челябинский угольный рынок в ожидании больших перемен. РАО "ЕЭС России" обязало ОАО "Челяб-энерго" заключить договор на покупку в течение 2004 года 500 тысяч тонн угля у Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Соответствующее распоряжение дал председатель правления энергохолдинга Анатолий Чубайс.

Согласно одним прогнозам, появление на местном рынке еще одного поставщика угля приведет к созданию благоприятной конкурентной среды и в ближайшей перспективе позволит сдержать рост цен на этот вид топлива. По другим прогнозам, местные угольные предприятия останутся без рынка сбыта своей продукции, а многие шахтеры - без работы.

До последнего момента монопольным поставщиком угля южноуральским энергетикам оставалась образованная на базе обанкроченного Челябинскугля Челябинская угольная компания (ЧУК), стратегическим инвестором и собственником которой является Константин Струков. За пределами области наш уголь практически не берут: и дорог он, и качество, по оценкам специалистов, оставляет желать лучшего. Таким образом, благополучие балансирующего на грани банкротства ЧУКа зависит от того, будет ли Челябэнерго покупать его уголь. Потеря даже части внутриобластного рынка больно ударяет по интересам местного угольного бизнеса.

Первая реакция областных властей на подобную перспективу оказалась сдержанно критичной. В числе двух членов совета директоров Челябэнерго, проголосовавших против контракта с СУЭК, оказался представляющий в руководстве энергокомпании интересы области первый вице-губернатор Виктор Тимашов. Петр Сумин тем временем отправился в столицу решать с Анатолием Чубайсом возникшие противоречия. В область по следам губернаторского визита приехала комиссия РАО, чтобы попытаться уже на месте убедить челябинских угольщиков и энергетиков в возможности компромисса. А в минувшую пятницу область посетил заместитель Анатолия Чубайса по РАО "ЕЭС России" экс-челябинец Вячеслав Воронин.

"Челябинский рабочий" постарался разобраться, зачем идет на Южный Урал СУЭК и как ее приход отразится на интересах челябинского региона.

Что получат энергетики?

Любой производитель, работающий в рыночных условиях, обязан избегать зависимости от единственного поставщика. Таков закон экономики. И подобной практики в отношении твердого топлива и мазута (применительно к газу это невозможно) стремятся придерживаться все российские энергокомпании.

В качестве потребителя своего топлива красноярцы, согласно официальным заявлениям, рассматривают не всю южноуральскую энергетическую компанию, а только Аргаяшскую ТЭЦ.

- Приход сибиряков, безусловно, благо, - говорит главный инженер Араяшской ТЭЦ Иван Галушко, - поскольку избавляет нас от зависимости от монопольного поставщика угля, который вправе диктовать свои условия. В 2000 году из-за собственных внутренних проблем Челябинскуголь уже оставил нас без угля. За три недели на станцию не поступило ни одного вагона с топливом. А ведь мы снабжаем паром ПО "Маяк", от нашей бесперебойной работы зависит безопасность ядерного объекта.

Аргаяшская ТЭЦ - единственная электростанция в структуре Челябэнерго, которая может работать не только на местном, но и на привозном угле. Более того, в 2000-2001 годах челябинская энергокомпания уже закупала уголь Канско-Ачинского месторождения. Однако после того, как волна забастовок на шахтах и разрезах объединения "Челябинскуголь" пошла на убыль, отпала и необходимость в поставках из Красноярского края. Реконструкция, целью которой являлся перевод станции на бородинские угли, была заморожена.

По мнению Ивана Галушко, бородинский уголь по качеству превосходит местный. И после завершения первого этапа реконструкции станция готова возобновить работу на привозном топливе. Однако с точки зрения экономической безопасности полностью отказываться от местного угля аргаяшским энергетикам не выгодно.

Согласны с такой постановкой вопроса и представители Сибирской угольной энергетической компании.

- Полностью закрывать потребности Аргаяшской ТЭЦ мы не будем, - заявил "Челябинскому рабочему" заместитель генерального директора СУЭК Сергей Бабич. - Местные угли обязательно должны оставаться в ее топливном балансе. Но использование бородинских углей наряду с челябинскими позволит существенно снизить выброс вредных веществ в атмосферу. Ведь в нашем угле меньше серы, он экологически безопаснее.

- Двустороннее соглашение, гарантирующее поставку 500 тысяч тонн бородинского угля на Аргаяшскую ТЭЦ, в предложенной нами редакции мы готовы подписать хоть сейчас, - заявил первый вице-губернатор области Виктор Тимашов. - Но прежде чем на станцию придет первая партия топлива с Канско-Ачинского месторождения, должна завершиться реконструкция. Иначе эксплуатация ТЭЦ становится небезопасной.

Инвестором технического перевооружения станции должна выступить Сибирская угольная энергетическая компания. По нашим расчетам, это обойдется ей примерно в 110 миллионов рублей. Для нас принципиально важно, чтобы эти и другие издержки, связанные с переоснащением ТЭЦ, не отразились в тарифе на электроэнергию. Финансировать реконструкцию за свой счет или перекладывать эти расходы на потребителей электроэнергии областные власти не согласны.

- У нас есть опыт реконструкции, и в случае необходимости мы готовы рассмотреть возможность инвестиций, - говорит заместитель генерального директора СУЭК Сергей Бабич.

Здесь необходимо упомянуть о том, что бородинские угли дешевы. Экономический эффект от частичного перевода Аргаяшской ТЭЦ на "экспортный" уголь в этом году может составить около 20 миллионов рублей.

Будут ли закрывать шахты?

500 тысяч тонн угля, которые планирует отгрузить на Южный Урал СУЭК, - это практически годовой объем добычи угля одной челябинской шахты. Между тем даже сама перспектива закрытия шахты способна спровоцировать социальное недовольство, объектом которого станет местное шахтерское начальство. Вероятно, поэтому столь драматично ситуацию с приходом СУЭК воспринимают в руководстве Челябинской угольной компании.

Готовя этот материал, мы попытались получить комментарий генерального директора ЧУКа Константина Струкова. Но, к сожалению, он отказался публично говорить на эту тему.

- Энергетики не свободны в своих оценках, поэтому я не очень верю, когда мне говорят, что бородинский уголь качественнее и дешевле даже с учетом транспортировки, - заявил вице-спикер Законодательного собрания области Виктор Чернобровин. - С другой стороны, допустив в регион иного поставщика угля, мы рискуем потерять Челябинскую угольную компанию. Ее ликвидация может обернуться для области социальными проблемами, цена которых окажется несопоставимой с обещанной нам сиюминутной выгодой от прихода СУЭК.

Впрочем, губернатору Петру Сумину уже удалось убедить руководство РАО "ЕЭС России" в необходимости снижения поставок газа на электростанции южноуральской энергетической системы. Иначе говоря, несмотря на появление еще одного поставщика угля, Челябэнерго будет покупать столько же продукции челябинских угольщиков, что и прежде. Такова политическая цена угольного компромисса.

- ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также Южно-Уральская ГРЭС вполне могут работать и на газе, и на угле. Это позволяет нам, снижая потребление газа, дополнительно загрузить их альтернативным твердым видом топлива, - комментирует технические детали соглашения Виктор Тимашов. - Мы хотим, чтобы в результате сделки с СУЭК не был нанесен ущерб Челябинской угольной компании. Правительство области не намерено относиться к поставкам бородинского угля как к чисто коммерческой сделке. Государство по сей день сохраняет контрольный пакет в РАО "ЕЭС России", поэтому мы вправе надеяться, что энергетики не будут игнорировать социальные проблемы и интересы челябинских угольщиков. n