16-04-08
"Ауровиль не принадлежит никому в частности, а всему человечеству в целом. Это место постоянного образования, непрерывного прогресса и неувядающей юности. Ауровиль будет местом исследований, направленных к живому воплощению реального человеческого единства".
Из хартии Ауровиля
Я проверяла: мало кто из челябинцев знает о существовании этой "точки на карте". Городок расположен в южной части Индии почти на побережье Бенгальского залива. Уже сорок лет он притягивает из всех частей планеты людей, мечтающих о высоких жизненных целях.
Недавно Светлана Яремчук, директор Областного телеканала, гостила там у своих знакомых, с которыми дружила, живя прежде в Златоусте. Оттуда девять лет назад в Ауровиль отправились глава семейства Анна Борисовна с младшим сыном Арсением. Возвращаться они не захотели. Четыре года назад к ним присоединилась старшая дочь Катя со своей пятилетней Машенькой, крестницей Светланы Григорьевны.
Сеню она запомнила как трудного ребенка, доставлявшего учителям и маме массу хлопот. Школа даже хотела избавиться от малолетнего хулигана. Он-то больше всех и поразил Светлану Яремчук, когда она прибыла в Ауровиль. Арсений превратился в созидательного 18-летнего юношу с добрым сердцем, сияющими глазами и гуманным взглядом на жизнь.
Светлана Яремчук поделилась своими впечатлениями. Это ее личный взгляд на город мечты. Каждый, кто попадает в Ауровиль, видит его по-своему.
Вокруг баньяна
- В Ауровиле, кажется, улыбаются не только люди. Приветлива природа, птицы поют, словно в раю, особенно по утрам, когда так изумрудна зелень тенистых деревьев. Трудно поверить, что 40 лет назад здесь была выжженная пустыня, лишь мощные ветви баньяна тянулись к солнцу. Когда огромный ствол от тяжести начинает крениться, дерево выпускает воздушные корни, подобные палкам-подпоркам. "Здесь и стройте Ауровиль", - сказала ученикам духовная наставница Мирра Альфасса, которую иначе как Матерью никто не называет. Ученица великого индийского йогина и провидца Шри Ауробиндо, в 1968 году она решила воплотить его идею об интернациональном сообществе. К тому моменту ей было 90 лет, она почти не двигалась. Живя поблизости, место для города Мечты выбрала по фотоснимку.
На церемонию закладки приехали представители 124 стран. В огромную урну в виде цветка лотоса каждый бросил по горсти родной земли, в том числе и из бывшего СССР. В 1973 году Матери не стало, но для ауровильцев она не умерла и продолжает управлять их деятельностью. Ведь у йогинов высокого уровня дух, покинув тело, не теряет связи с реальностью. Ауровиль превратился в город-сад с двумя миллионами деревьев. Они выращены из саженцев, привезенных поселенцами.
По книге реестров ауровильцев с видом на жительство насчитывается примерно 2,5 тысячи человек. Пожалуй, не меньше и людей категорий newcomer - "ньюкамеров" (вновь прибывших и проходящих испытания) и "гостей" - тех, кто приезжает на месяц, два, три зарядиться мощной энергией, сконцентрированной в этом необычном месте. А туристов всегда очень много.
С деньгами и без
- Испытательный срок для новичков длится год. Делай, что умеешь, по силам и желанию, используя свой прежний опыт. Учи детей в школе, готовь еду в общей столовой, занимайся выращиванием цветов. Лишь бы это шло на пользу сообществу.
Успевают ауровильцы много, хотя рабочий день заканчивается в три часа дня. Потом наступает пора самопознания, медитаций, любимых занятий. Там не тратят время на телевизор, "ящиков" почти ни у кого нет. Остановись, послушай тишину, услышь себя - возможно, это то главное, за чем люди едут в Ауровиль. Йога, прогулки. Вечерами проходят интересные собрания, читают вслух поэмы Шри Ауробиндо или книги Матери, посещают концерты, спектакли. Катя решила обучиться игре на флейте, Маша играет в детском театре.
Я познакомилась с немолодыми супругами из Петербурга. Для мужа Ауровиль был давней мечтой, а жена ехала туда без желания. Он быстро адаптировался, она так и не смогла найти себе дело. По решению общины муж получил вид на жительство, жена осталась пока что на правах "гостьи". Если кто-то из них пожелает вернуться на родину или перебраться в другую страну, держать его никто не станет.
Иждивенцам в Ауровиле делать нечего. Новички на первых порах живут по принципу самообеспечения. Еще одна моя новая знакомая, бывшая москвичка, зная это, приехала с заранее накопленной суммой денег. Получив право называться ауровильцем, она будет получать за свою работу ежемесячное содержание, перечисляемое на карточку для расчетов в магазине, аптеке, кафе, бассейне и так далее. Если работаешь на Ауровиль, тебе также предоставляются бесплатная одежда, мобильный телефон. По идее Матери, деньги как таковые там вообще когда-нибудь исчезнут.
Что касается одежды, ее ауровилец получает бесплатно каждые полгода. Майки, шорты, легкие юбки, чапалы, то бишь сланцы, - что еще надо при таком жарком климате. Хочешь носить сари - пожалуйста. Ношеную одежду сдают в чистку. Если она в хорошем состоянии, ее может забирать другой.
Ауровильские женщины моде не подвержены, однако любят "побрякушки": серьги, кольца, браслеты. С моим подарком для Кати вышел казус: французские духи оказались не к месту. Люди дышат ароматами цветов, сами делают различные аромамасла и разнообразное пахучее мыло. Сухоцветы развешены во всех домах. А женщины украшают живыми цветами одежду и волосы. Вручную очень живописно расшивают юбки и блузки.
Рай и в шалаше
- Зданий выше двух этажей в Ауровиле почти не встретишь. Много индивидуальных домов, а знакомое нам понятие "многоквартирные" применимо к домам не более чем на четыре семьи. Новичок может жить в гостинице, платя за нее. Может купить дом или квартиру либо получить землю, чтобы выстроить новое жилье - на свои средства, разумеется. Но продать его не имеешь права, даже навсегда покидая Ауровиль, - дом теперь принадлежит городу.
Много зданий строится на общие, так сказать, деньги, ведь как интернациональный проект Ауровиль поддерживается ЮНЕСКО, получает гранты от многих стран, и от России тоже. Архитектура своеобразна. У большинства домов есть площадки на втором этаже для ночного созерцания звездного неба. Просторная гостиная на первом этаже - для неформального и частого общения с друзьями и соседями. Стекол в жилых домах нет: зачем, если даже зимой там жарко. От насекомых спасают сетки.
Кате достался необычный дом, построенный одним французом, решившим вернуться на родину. Дом состоит из двух половин: двухэтажной и одноэтажной, соединенных сверху площадкой для медитаций. Вокруг огромный сад. Мама Кати живет более стесненно - в доме на четырех хозяев. У каждого отдельная комната с ванной. Но Анна Борисовна очень довольна всем, что имеет.
Есть там и богатые особняки, и хижины из пальмовых ветвей, и шалашики в виде гнезд, устроенных на деревьях. Кому-то нравится обитать именно так. Дети, вырастая, часто переселяются в молодежные комьюнити - общины из нескольких домов, подобных общежитиям.
В городе Рассвета нет места наркотикам и насилию, не приветствуют алкоголь. Зато там хорошо относятся к здоровому сексу как к проявлению любви и способу воспроизведения новых людей, которые будут еще ближе к реализации идеи Матери - сделать человека совершенным физически и духовно.
В школе преподают общеобразовательные предметы. Однако главный урок - правильное отношение к жизни с позиций духовного начала. Малыши тоже медитируют, чтобы понимать самих себя. Машенька, моя девятилетняя крестница, записывает в дневник все, что ее волнует.
Знаете, как радостно общаются ауровильцы между собой. Увидевшись на улице, летят с радостным воплем друг к другу, будто сто лет не виделись. И лишь для того, чтобы сказать: "Привет! Как дела?" Свободные, раскрепощенные, улыбаются друг другу не "голливудской", а искренней улыбкой.
Зачем они все туда приехали, бросив привычную жизнь? Чтобы сажать деревья? Я задавала себе эти вопросы и поняла, что подхожу с мерками нашей суетной жизни. Когда человек осознал, что устал от нее и хочет сам себя услышать, тогда он понимает, зачем туда приехал.
Молчание в Матримандире
- Правительства в Ауровиле нет. Спроси любого: "Есть ли у вас лидер?", скажут: "Есть, это Мать". Всюду ее фотографии.
Все глобальные вопросы решаются общим собранием жителей в возрасте от 18 лет. За решение злободневных проблем отвечают рабочие группы, в которые входят добровольцы. Собрания можно не посещать - не накажут. Но если чем-то недоволен - приходи и высказывайся. Кстати, все там общаются на английском - втором государственном языке Индии, бывшей британской колонии. В Ауровиле выпускается газета. Всего лишь несколько листочков, скрепленных степлером. Но она популярна с ее свежими новостями и фрагментами из произведений Матери и Шри Ауробиндо.
Возглавлять Ауровиль может любой человек, избранный голосованием. Мои вопросы о злоупотреблениях вызвали смех: люди с такими мыслями не доезжают до Ауровиля. Проявления карьеризма там пресекаются, жажда статусности порицается. Править - такая же работа, как, скажем, в столовой печь пирожки. Сегодня ты глава, а вскоре тебя сменит другой. Управляй так, чтобы потом не было стыдно жить.
Одно из главных достижений Ауровиля - экологическая чистота. Ради этого там очень много ручного труда. Неподалеку от городка есть обычная индийская деревня. Ее жители нищи и необразованны, порой агрессивны по отношению к ауровильцам. Хотя те оказывают им гуманитарную помощь и устраивают на работу. Покой городка охраняет полиция. Сами ауровильцы до драк или разборок не опускаются. Они оберегают свою атмосферу покоя и сердечности.
Город разделен на четыре района: международный, жилой, индустриальный и культурный. Все они расходятся от центра по спирали, подобно созвездиям в Галактике. Сердце города - Матримандир: место для медитаций. Здание размером в пять этажей словно висит на бетонных сваях, ассоциируясь с земным шаром. Таким его придумала Мать.
К зданию по огромному красивому парку идем молча: болтать нельзя. Внутри тем более. На входе разуваешься, тебе дают белые носки. В огромном белом зале садишься в позу лотоса на белые коврики и молчишь, как бы оставаясь наедине с собой. В центре - стеклянный ограненный шар. Из пространства в потолке сквозь него проходит солнечный луч, уходя вниз, в пустоту. Это поток энергии, причем очень мощный.
Туристов туда пускают редко, но нам повезло: включили в списки гостей. "Видно, Мать услышала, что мы приехали с хорошими намерениями", - подумала я. Выходя, чувствуем легкость на душе. Что ощущают ауровильцы, для меня осталось загадкой.
Лидия САДЧИКОВА