16-05-02
Владимир СОКОЛОВ
Магнитогорск
Магнитогорск - далеко не курорт. В нем и воздух, и вода, и почва под ногами переполнены выбросами промышленных предприятий. Усугубляет положение и климат: долгой зимой деревья не вырабатывают столь необходимого городу кислорода. По мнению инженера эксплуатации городского объединенного муниципального предприятия "Управление благоустройства" (УБУ) Бориса Терехова, чистого воздуха в городе металлургов становится все меньше.
- В Магнитогорске катастрофически убывают зеленые насаждения, редеют парки и скверы, - считает Борис Терехов. - Сегодня на каждого горожанина приходится только пять-семь квадратных метров зеленых насаждений при средней норме 35-40 квадратных метров. По-другому и быть не может. Ежегодно в городе высаживаются 2,5-3 тысячи деревьев, а разными способами уничтожается 3,5-4 тысячи. Это только те случаи, которые учитываются. А сколько производится самовольных порубок, никто не считал. Только возле кафе "Пеликан" на проспекте Карла Маркса вырублено два десятка деревьев.
Борис Иванович - не любитель-дилетант. По образованию он агроном, по роду занятия - озеленитель, всю свою жизнь посвятивший растениеводству. Работал директором Смолинского СПТУ в поселке Саргазы, которое и сегодня успешно готовит мастеров-цветоводов для зоны Урала. В начале 90-х возглавлял совхоз цветочно-декоративных культур, занимающийся зеленым строительством в Челябинске. Так что ставить под сомнение приведенные им факты оснований нет.
На участке улицы Первомайской, от проспекта Карла Маркса до здания УВД, в ряду деревьев много свежесрубленных пней. Срубленным деревьям было не меньше 30-40 лет. Рядом с пнями некогда могучих мелколистных вязов, которых в Магнитке называют карагачами, карликовые березки. По словам Бориса Терехова, эти саженцы без особого прироста сидят на приуличной аллее уже не первый год. Вдоль Первомайской вырублены большие деревья, а новые на их месте приживаются плохо.
На территории городского лесопарка, рядом с телевышкой, строится таможенный терминал. Под стройплощадку вырублен изрядный кусок зеленых насаждений. Метрах в ста от него - заброшенный ипподром. Первое же соревнование, проведенное на нем года два назад, показало полную непригодность сооружения для конных скачек. Одна из наездниц из-за неправильной геометрии скаковой дорожки получила черепно-мозговую травму, когда на повороте вылетела из седла и ударилась о дерево. С тех пор ипподром заброшен. А для того, чтобы восстановить вырубленные для него деревья, понадобится не один десяток лет. Да и дальше одно запустение - пни, валежник, груды мусора.
Рядом - улица Советская, разделенная полосой уже взрослых деревьев. На участке Комсомольской-Гагарина при прокладке газопровода уничтожено землеройными механизмами почти две третьих кленов и карагачей. На другой части той же Советской, от улицы Завенягина, - молодые насаждения. Однако напротив теплично-садового совхоза газон пуст.
- На этом участке посадили осенью 2000 года 130 саженцев карагача, - показывает на пустующий газон Терехов. - Мы регулярно проверяли их самочувствие. Ствол холодный, значит, дерево живо. Ему только надо дать время, чтобы оно пошло в рост. Но вот кому-то показалось, что они мертвы. Прислали бригаду, которая с корнем вырвала половину саженцев.
Теряют свою былую красоту и знаменитые городские парки на проспекте Металлургов. В парке, именуемом ныне Малый Арбат, с одной стороны зеленые великаны стоят в своей первозданной природной красоте. С другой - гармония природы нарушена безобразной обрезкой. Вместо второго ряда деревьев - свежие пни.
Омоложение омоложением, но мало только обрезать деревья вдоль дорог и магистралей. Содержание парков - искусство, как считает Терехов, весьма близкое к архитектуре. Правильно выбранные пропорции и здесь играют немаловажную роль.
Однако чиновники городской администрации считают, что все не так уж и плохо. По словам начальника городской технической инспекции по благоустройству (ГТИ) при городской администрации Владислава Лесова, катастрофической убыли зеленых насаждений нет. План прошлого года в целом выполнен. Незапланированные сносы зеленых насаждений находятся под строгим контролем. По каждому случаю создается комиссия в составе представителей ГТИ, отдела экологии, коммунальщиков. Спрос идет за каждое дерево, в том числе и за вынужденный снос старых деревьев, которые в свое время на субботниках жители города сажали без учета строительных норм и правил. Теперь их приходится вырубать, чтобы избежать разрушения инженерных коммуникаций или фундаментов зданий.
Самовольные порубки наказываются штрафами. Снос одного дерева стоит в среднем 1000 рублей, в зависимости от возраста. Чем оно старше, тем дороже. Не так давно материальное взыскание за самовольную вырубку березы под окнами квартиры наложено на пенсионерку, хозяйку кооперативного жилья на улице Сталеваров. А года четыре назад за самовольный снос деревьев на 40 миллионов неденоминированных рублей оштрафована даже Ленинская налоговая инспекция.
Существует многолетняя проблема озеленения южных районов города. Деревья там приживаются трудно из-за плохой земли. Поэтому, по словам Лесова, здесь пока ограничатся высадкой кустарников. А деревья будут высаживать в небольших скверах и парках. Проблема с саженцами действительно существует. Собственного посадочного материала не хватает, поэтому помогает Магнитогорский лесхоз. У кого есть деньги, заключают договоры с лесничествами и питомниками в соседнем Башкортостане. Но главная проблема, по словам Владислава Лесова, - уход за зеленым хозяйством. На него не хватает ни денег, ни сил, ни времени.
Начальник отдела экологии городской администрации Людмила Варава назвала главных врагов зеленых насаждений. По ее убеждению, это жители города всех возрастов, варварски относящиеся к городской природе. Каждый год в Магнитогорске высаживается по три-четыре тысячи саженцев.
- За четыре года в южных районах города их высажено столько, что здесь уже должен быть настоящий дендрарий, - говорит Людмила Варава. - У людей очень низкое экологическое сознание. И пока они не поймут, что природа - это жизнь, города-сада из Магнитогорска не получится.
Получается, что городская власть бессильна перед варварами и вандалами. В городе нет четкой системы сохранения и развития комплекса зеленых насаждений. Только газоны в Магнитогорске сегодня занимают 835 гектаров, насчитывается 452 тысячи деревьев, более 600 тысяч всех видов кустарников. Это хозяйство требует постоянного внимания, ухода и своевременного пополнения. Но у города не хватает не только сил и средств, но и грамотного подхода к проблеме. На грани банкротства сегодня оказалось муниципальное предприятие "Садово-парковое хозяйство", которое почти 70 лет занималось массовым восстановлением зеленых насаждений и уходом за имеющимся фондом. С января по март из хозяйства уволились 86 человек - третья часть всего коллектива, причем это специалисты по уходу за зелеными насаждениями. Здесь с большой задержкой выдают зарплату. За семь десятков лет сильно устарели основные фонды хозяйства, и оно стало малорентабельным.
Нет у города и перспектив по своевременному пополнению зеленых насаждений. Почти отсутствует база для воспроизводства саженцев. В бывшем городском питомнике сегодня расположился поселок Хуторки с особняками местной промышленной и административной элиты. А существующая база на Богатом острове пока не в состоянии полностью удовлетворить потребности городских озеленителей.
- Для того, чтобы вырастить подходящий посадочный материал, нужны годы, - говорит Борис Терехов. - Нужны саженцы шести-восьмилетнего возраста, а не двух-трехлетки, которые каждый год втыкаются в грунт, где они вскоре без всякого ухода заранее обречены на гибель. Особенно если не использовать новые, устойчивые к городской среде породы. Взять хотя бы березу: трудно приживается она в городе. Но другого посадочного материала нет. Вот и получается, что каждый год высаживаются тысячи деревьев, а в городе по-прежнему не хватает зелени.
Грамотный уход за зелеными насаждениями, цветочное оформление - это для человека зачастую так же важно, как и чистый воздух. "Снять" ощущение серости, угрюмости города, который называют зоной экологического бедствия, - задача куда более сложная, чем просто бездумная обрезка деревьев. Для этого нужны специалисты и соответствующее отношение. А не чиновничий подход: посадили три тысячи деревьев, отчитались, а они все погибли.
Этот и другие вопросы - в ведении первого заместителя главы города Виктора Храмцова. Но, сославшись на отсутствие времени, он с корреспондентом "Челябинского рабочего" встретиться не пожелал.
...В 30-х годах в жилых районах Магнитогорска не было деревьев. Тогда в одном из импровизированных парков, видимо, для поднятия духа и украшения быта строителей и металлургов, появились пальмы из жести. Под ними гуляли парочки. Этим магнитогорским деревьям посвятил стихи магнитогорский поэт Александр Лозневой.
Не придем ли мы к такой ситуации, когда подобным суррогатом вновь придется заменить в Магнитке настоящие деревья? n