16-07-04
Эхо этого скандала, начавшегося в 2003 году, до сих пор отдается в ушах глухих детей и их родителей болью и тревогой. Приказом управления здравоохранения Челябинска центр абилитации детей с нарушениями слуха "реорганизован путем присоединения к МУЗ "Детская городская больница N 5 на правах структурного подразделения". Зачем нужны были подобные манипуляции с уникальным медицинским учреждением, которое успешно работает по современным технологиям, ни коллективу центра, ни родителям глухих детей не объяснили. Между тем условия реорганизации не позволяют соблюдать авторскую методику, по которой ведется реабилитация детей в центре, что практически ставит крест на 12-летней работе редких специалистов.
Для того чтобы подобный приказ аргументировать хотя бы формально, была искусственно создана ситуация, при которой в среде родителей глухих и слабослышащих детей сознательно замалчивалась информация о центре.
Система медицинского обслуживания глухих в нашей стране построена так, что обойти стороной городской сурдоцентр невозможно. Там детям не только ставят диагноз, но и оформляют инвалидность и право на получение слуховых аппаратов. То, что руководство Челябинского сурдоцентра, мягко говоря, не принимало методику профессора Эмилии Леонгард, по которой работает центр абилитации, было известно давно. Причем оппозиция официальной медицины методике, не так давно рекомендованной Минздравом, была и скрытой, и явной. Например, до центра доходили слухи о том, что родителям глухих детей прямо советуют "не ходить к Шадровой" (заведующая центром): "там вашего ребенка испортят", "центр скоро закроют". Об этих фактах рассказывают отцы и матери детей, которые, несмотря на подобные предостережения, все-таки пришли в центр и убедились в обратном. Самым главным аргументом в пользу обучения по методике Леонгард родители называют комплексный и индивидуальный подход. Ребенок получает всестороннюю помощь - от лечения сопутствующих глухоте заболеваний до постановки нормальной человеческой речи. В этом принципиальное отличие официального метода, при котором коммуникативные функции выполняются при помощи жестов. Сотрудники сурдоцентра всеми правдами и неправдами направляли глухих детей в специализированные детские сады, где в первую очередь учат жестикуляции. А про то, что у родителей есть выбор и они могут дать своему ребенку больше, замалчивали. Даже плакат с информацией о методике Э. Леонгард и координатах центра заведующая сурдологическим центром запретила вывешивать в стенах своего заведения. В результате такого неприятия официальной медициной альтернативной методики детей в центр абилитации не направляли.
- Мы бы могли принять в два-три раза больше детей, но у чиновников другие планы, - говорит заведующая центром Клавдия Шадрова. - К нам за помощью приезжают дети со всего Урала, от Перми до Екатеринбурга, но нам уже поставили это в вину. Руководители сурдоцентра говорят, что мы не имели права лечить "чужих".
Ну а то, что в Челябинске создано уникальное для всего Уральского региона медико-социально-педагогическое учреждение, которое с научной точки зрения считается оптимальным для глухих детей, для власти, похоже, не аргумент. К успехам центра можно отнести и построение системы обучения глухих детей в массовой школе. Это еще раз доказывает: дети-инвалиды по слуху могут и должны учиться в обычных учебных заведениях.
:Татьяна Иванова, бабушка глухой девочки, в письме полномочному представителю президента в УрФО Петру Латышеву написала: "Мы считаем это решение (о реструктуризации) очень жестокой ошибкой". Ее внучка Марина с диагнозом "тяжелая тугоухость, пограничная с глухотой" была оторвана от семьи и находилась в интернате для глухих детей в Нижнем Тагиле (семья живет в Лесном Свердловской области). Девочка изъяснялась жестами, самостоятельной устной речи не было. Когда родители Марины узнали о центре абилитации в Челябинске, они приехали в наш город, сняли квартиру и начали, как пишет бабушка, "совершенно другую жизнь - трудную, но интересную". Уже через несколько месяцев занятий по методике Леонгард они увидели результат. "Марина изменилась, она растет веселая и радуется, что ее понимают дети, взрослые, что она понимает людей, - пишет бабушка полпреду. - У девочки появилась самостоятельная устная речь, мы с ней общаемся, не используя жесты, о которых все забыли".
Даже одно такое признание дает право на существование центру абилитации. А таких свидетельств сотни - по числу детей, которых не просто научили говорить. Их научили не сдаваться, даже если настигло одно из самых страшных несчастий - глухота. Но если глухого ребенка можно научить говорить и понимать других, то что делать с нашей глухой медициной, которая не хочет признавать альтернативные методики реабилитации и лечения?
Ходят слухи, что подлинной причиной реорганизации стал особняк, в котором располагается центр абилитации. Это здание на тихой улочке Тракторозаводского района действительно лакомый кусок, на который, видимо, кто-то положил глаз. Его можно приватизировать и сделать доходным домом, а детей "в связи с реорганизацией" перевести в менее комфортные условия.
Авторская система Эмилии Ивановны ЛЕОНГАРД разработана в 1966 году. Систему отличает уникальный подход к развитию у глухих и слабослышащих детей остатков слуха, слухового восприятия на основе раннего двустороннего слухопротезирования. С 1997 года Эмилия Ивановна возглавляет созданный ею в Москве Центр Леонгард.
Дети, обучавшиеся по методике Леонгард, могут свободно и самостоятельно общаться без помощи переводчиков жестового языка. Неслышащие дети раскованны, имеют достаточно высокий образовательный уровень: тысячи из них обучаются в одних школах со слышащими, сотни - в техникумах и вузах. Воспитанники Леонгард не относятся к себе как к инвалидам и активно включаются в общество.
При обучении по данной системе дети живут в семьях, родители активно участвуют в их реабилитации. Одновременно происходит и реабилитация родителей: они учатся нормальному повседневному общению с ними, становятся их друзьями и партнерами. Благодаря этому семья выходит из состояния депрессии, в котором она, как правило, пребывает после обнаружения у ребенка дефекта слуха.
Заместитель начальника управления здравоохранения Челябинска Людмила Совцова:
- О ликвидации центра абилитации детей с нарушениями слуха речи нет. Методика Эмилии Леонгард рассчитана на слабослышащих, но это только методические рекомендации, а не программа для обучения. Ясельная группа слабослышащих, с которой работали по системе Леонгард, появилась в Челябинске еще в 1987 году. Затем центру было предоставлено помещение бывшего детского сада в Тракторозаводском районе, в котором после капитального ремонта он работал до 2003 года. В июне 2003 года глава города издал постановление о реорганизации центра путем присоединения его к детской городской больнице (ДГБ) N 5 на правах отделения. Это была единственная возможность сохранить данный метод в системе здравоохранения. За период существования центра мощность его сокращена с 45 до 30 коек (ввиду отсутствия детей, подлежащих обучению по этой методике). Сегодня отделение посещают 12 детей. Соответственно сокращено штатное расписание. В начале мая управления здравоохранения области и города получили жалобу от родителей на то, что центр якобы ликвидируют. Была создана специальная комиссия. 19 мая прошла проверка. Разумеется, ликвидация не планировалась.
На момент проверки отделение не имело лицензии на медицинскую деятельность с 2001 года, на педагогическую деятельность со дня основания - с 1990 года. Руководитель отделения Клавдия Шадрова пока не имеет специального сурдологического образования, соответствующего функциональным обязанностям данного специализированного заведения. Руководить подобным отделением может только дипломированный сурдолог-отоларинголог или отоларинголог.