16-09-05


Школьный вальс

19 сентября школа N 1 отметит День памяти выпускников, погибших в Великую Отечественную войну

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Минута молчания

Линейка памяти состоится уже в 35-й раз традиционно возле памятника "Алеша", который открыли во дворе школы 19 сентября 1970 года. Сюда, как всегда, придут братья, сестры, родственники погибших, выпускники нескольких поколений. Что здесь будет? Перекличка выпускников, не вернувшихся с войны, минута молчания, возложение гирлянды к подножию памятника.

Когда-то на этих линейках выступала учительница русского языка и литературы Раиса Павловна Нартова. Она рассказывала о своих выпускниках, сложивших головы на поле брани, с такой любовью и болью, что у людей выступали слезы. Это был рассказ матери, потерявшей на войне самое дорогое - своих любимых детей. Судьба этой женщины сложилась не просто необычно, но даже трагически.

Праздник в букетах сирени

Вечером 16 июня 1941 года окна школы N 1 имени Ф. Энгельса ярко светились. Играл оркестр, у крыльца толпились парни и девчата. Почти у всех в руках были большие букеты сирени. Она цвела повсюду в городе, заглушая запахи нечастых тогда автомобилей. В этот вечер три десятых класса получали аттестаты об окончании школы.

В огромном спортивном зале (равного ему не было во всем Челябинске) соорудили сцену. Выпускники на нее поднимались, получали большой красивый лист аттестата, что-то говорили, улыбались и спускались в зал.

Когда оркестр заиграл школьный вальс с его берущими за душу словами "И где бы ни бывали мы, тебя не забывали мы, как мать не забывают сыновья", в первой паре со своим учеником Артемом Кузнецовым закружилась Раиса Павловна. Она всегда открывала "белым танцем" вечера, даже в годы войны, потому что танцевать любила безумно. Раиса Павловна легко плыла по залу с прямой, как стрела, спиной, худенькая, стройная, как девчонка.

Такой и запомнили ее выпускники 1941 года.

- Она была для нас, как мать, - вспоминает Вера Александровна Шипулина. - Ее глаза излучали внутреннее тепло, которым наделено лишь материнское сердце. Мы все ее любили и уважали. Она не ругала нас никогда. Даже в тот раз, когда мы удрали с урока через окно, чтобы всем классом посмотреть новый фильм "Волга-Волга".

Тогда ребята увидели, что сделали больно своей любимой учительнице, и больше ее не огорчали.

Однажды кто-то на перемене написал на доске "Быть или не быть?" Раиса Павловна, увидев надпись, стирает часть фразы и ставит восклицательный знак "Быть!" Она всегда являла собой пример оптимизма, хотя жизнь не баловала ее. Раиса Павловна одна воспитывала двоих детей, потому что муж ее стал жертвой репрессий. Она не скрывала этот факт своей биографии, за что ребята любили ее только больше. И никогда не жаловалась на судьбу.

Еще она "заразила" поголовно всех учеников любовью к литературе. Пробе пера ребята посвятили свой классный журнал "Крики-драки". Потом вели летопись "колхоза" "Красный лапоть", окрестив этим именем свой дружный класс. Благодаря пишущим выпускникам десятого первого класса, таким, как Игорь Викторов-Орлов, Анатолий Гулин, сохранились воспоминания о том далеком времени. Кстати, в журнале "Новый мир" в июльском номере этого года опубликовали рассказ Анатолия Гулина "Ни шагу назад!"

Письма с фронта

После выпускного вечера ребята договорились 21 июня, в субботу, отправиться на велосипедах в Баландино, с ночевкой. Рано утром тронулись в путь. Разбили лагерь в районе пещер. На жерди натянули одеяла - получились неплохие шатры. Весь день купались, загорали, играли в волейбол. Вечером развели костер и просидели возле него до утра. Пели песни, разговаривали. У каждого была своя мечта... В воскресенье встали поздно. Домой отправились часов в пять. Никто не обратил внимания на необычную тишину в городе, на озабоченные лица прохожих. Ребята продолжали смеяться, петь, дурачиться, пока их не одернули.

- И не стыдно в такой-то день веселиться!

- В какой такой день? - удивились они.

- Так вы еще ничего не знаете? Война началась!

На следующий день мальчишки встретились в райвоенкомате. Но взяли не всех и не сразу. Первыми отправили в летные школы и училища тех, кто занимался в аэроклубе. Потом дошла очередь и до других.

На фронт провожали всем классом. Завидовали "счастливчику". Ведь он вернется с войны героем. Никто не думал о смерти.

Тогда-то Раиса Павловна и стала получать письма с фронта. Не все ребята помнили ее адрес. И на солдатских треугольниках писали порою так: "Зеленый домик на улице Коммуны". И, как ни странно, письма доходили.

- Раиса Павловна хранила их, можно сказать, всю жизнь. Она знала не только о каждом ученике, где он воюет, но и о том, как живет его семья, - вспоминает ее коллега Варвара Митрофановна Пименова. - Удивительно, как ее хватало на все.

Учителя в ту пору сами ремонтировали школу, сами заготавливали топливо. Когда не было транспорта, чтобы доставить уголь в котельную, школа выстраивалась в линейку с ведрами в живой конвейер. Уроки шли и тогда, когда не было тепла: все сидели в пальто. Занятий не отменяли, даже если в школе не было света. Ученики военных лет вспоминают, как учитель литературы читал им в темноте наизусть "Евгения Онегина".

А еще учителя вместе со своими учениками работали в колхозе. Не всех селили в деревне в домах. Некоторые ребята жили в шалаше. И когда ночью шел дождь, Раиса Павловна спасала их от него, держа над головами детей кастрюлю.

Еще на выпускном вечере ребята из десятого первого класса договорились встретиться летом через десять лет. И такая встреча состоялась. Она была и радостной, и горькой. Ведь из выпуска с войны вернулись единицы.

"Пеньковский, "Чиж" сгорели в танке,

Погиб Кульков, сражен в атаке,

Убит разведчик Габрин Ким

И те, кто были вместе с ним.

Свершив последний подвиг свой,

Лукьянов не дошел домой,

Войны все тяготы изведав,

Погиб Володя Подобедов.

Костлявая с косой гуляла

И все ей было мало, мало..." - писал летописец класса Анатолий Гулин.

На встречах с "колхозниками" была всегда и Раиса Павловна. И можно представить, какую душевную боль она переживала, вспоминая, как эти ребята играли на переменах в чехарду, перепрыгивая друг через друга, болели за женскую хоккейную команду, составленную из девчонок их класса. Перебирала в памяти их первые увлечения и влюбленности.

В очереди к урологу

К выпускникам десятого первого, где была классным руководителем, Раиса Павловна испытывала особую нежность. Она следила за судьбой каждого ученика и потом, после войны. Вспоминают такой забавный случай.

Однажды к урологу заняла очередь интеллигентная женщина. У кабинета врача сидели только мужчины и с недоумением поглядывали на нее. Но каково было изумление врача-уролога Кузнецова, когда он увидел у дверей своего кабинета Раису Павловну.

- А вы что тут делаете?! - только и вымолвил он.

- Да вот, пришла посмотреть, вышел ли ты у меня в люди? Как работаешь?

Ее ученик стал классным специалистом, оставил в медицине заметный след. Но не только им могла гордиться Раиса Павловна. Другой ее ученик, Игорь Викторов-Орлов, был единственным на Урале рыцарем. Причем ритуал посвящения прошел в Канаде при участии великого магистра Дарвина Мака. За что Игорь Викторов-Орлов был удостоен этого титула? За то, что благодаря его заметке, перепечатанной из центральной газеты в американских изданиях, американские торговые моряки были признаны ветеранами II мировой войны.

Были "звезды" и среди других выпусков. К ним можно отнести выпускницу 1940 года Констанцию Роек. Когда Малый театр во время войны был эвакуирован в Челябинск, она поступила в труппу к Вере Пашенной. Потом, приезжая на гастроли, Констанция обязательно приглашала всех учителей на спектакль. Но свою любимую учительницу - Раису Павловну Нартову, которая вела в школе драматический кружок, представляла зрителям отдельно.

Когда Роек на встрече с учителями рассказывала о гастролях Малого театра в Польше и о том, что Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Константин Рокоссовский приглашал артистов на обед, и как все проходило, ее слушали, затаив дыхание. Да мало ли было еще замечательных учениц и учеников! В их числе - бывший главный невропатолог города Евгения Ратнер (сейчас живет в Америке), поэт и художник, альбом которого Раиса Павловна хранила 30 лет, Вольдемар Берг и многие другие.

Но те безусые мальчишки, что погибли в Великую Отечественную войну, были болью ее души в течение всей жизни. Она окончила свой земной путь в психиатрической больнице. Таков был финал ее жизни.

В музее славы

Материалы о Раисе Павловне и ее учениках сохранились в школьном музее благодаря его ревностной хранительнице участнице Великой Отечественной войны Варваре Митрофановне Пименовой.

Когда началась война, она проработала учителем всего лишь 8 месяцев, а потом ушла на фронт добровольцем.

- Это как же без меня победу-то выиграют?! Вот как думала я, - шутит Варвара Митрофановна.

Была сначала радисткой, а после контузии - телефонисткой. От Дона вместе с пехотой дошла до Берлина (не доехала!). В школе N 1 28 лет отдала работе музея "История школы".

- Прихожу сюда и нахожу здесь бессонные ночи, - говорит она.

Ее привязанность к музею понятна. Здесь часть жизни, память о людях, которые оставили не просто в ее душе, но и на земле добрый след. След в своих учениках. Они не нажили ни золота, ни серебра, но передали детям в наследство честное имя учителя и человека. Но ведь и мы внимательно всматриваемся в лица таких учителей, как Раиса Павловна Нартова. Зачем? Затем, чтобы понять и оценить себя. Какие мы, живущие сегодня?