16-09-05
Челябинск для питерского виртуоза высокой моды не чужой и не чуждый его творческим интересам город. Когда-то Чамалиди приезжал сюда как визажист и консультант парижского Дома моды "Ив Сен-Лоран". Потом началось сотрудничество с челябинским ООО "Тиссура", которое открыло свой салон-магазин элитных европейских тканей "Богема" в Санкт-Петербурге. Сами дизайнеры не могут (да и ни к чему) закупать у компаний, производящих эксклюзивные и дорогие ткани, как говорится, рулонами. Иногда для воплощения идеи нужны не метры, а лишь сантиметры. Даже домам высокой моды, которые пользуются элитными тканями, невыгодно держать их на своих складах в большом количестве. А салон-магазин "Тиссура" тщательно составляет целую коллекцию тканей.
По приглашению этой фирмы Янис приезжал на прошлогодний фестиваль "Платье города-2004" со своей запоминающейся романтичной коллекцией от кутюр "Амур и Психея". На этот раз визит более деловой: участие в открытии екатеринбургского филиала "Тиссуры" с показом кутюрной коллекции "Аленький цветочек" - 27 восхитительных, сказочно-красивых костюмов. Их примерка проходила в салоне "Стильный". Профессионализм и красоту манекенщиц челябинского модельного агентства "Эксклюзив" Янис оценил еще в прошлый приезд.
Костюмы в основном сделаны вручную, без единого машинного стежка. Два года мастерицы модного дома "Янис Чамалиди" корпели над ними. Вышивка золотом и серебром, уникальные технологии обработки и декора тканей, исторический крой. Если, например, заглянуть внутрь камзола "Виктория", можно увидеть, что каждый шов этой модели собирался руками. Поэтому они словно дышат, живут собственной жизнью. Названия вещей навеяны любовью к родному Санкт-Петебургу и посвящены его 300-летию: "Каскад", "Северная звезда", "Янтарная комната", "Летний сад":
- "Аленький цветочек" - сказка, которая мне очень нравится, - рассказал Янис. - Девушка, увидевшая чудовище, поверила в доброту его сердца. Традиции русской душевности и красоты я попытался выразить в своей коллекции. Поэтому кроме мастерства рукотворного в этот труд мною вложено много духовных сил.
- Некоторые ткани для коллекции, - поделился дизайнер, - тоже создавались нашими руками. Вот вареная шерсть. Сколько она может стоить? Пять долларов за квадратный метр. Собственно, когда я начал работу, у меня на нее не было ни копейки денег. Я молил Господа: "Помоги". И он мне помог.
Мартин, художник по тканям швейцарской компании со столетними традициями "Якоб Шлейфер", когда увидел, как работает Чамалиди, так проникся его искусством, что питерский дизайнер для воплощения своих идей получил от компании тканей на 300 тысяч евро. Царский подарок! Но и Чамалиди доказал, что он - король в своем царстве моды. Я заметила, что таким дивным творениям место в музее, на что Янис ответил:
- У меня нет подобных амбиций. Моя задача - делать не экспонаты, а творить красоту. Надеюсь, мои модели вдохновят женщин и они захотят что-то подобное иметь в своем гардеробе. Почему нет?! Когда клиентка приходит и говорит: "Янис, мне нравится эта вещь из твоей коллекции", она получит копию, но выполненную более простыми технологиями и более утилитарную, что ли, носибельную. Она будет радоваться, вспоминая тот образ, которым вдохновилась. Мои клиенты - люди, которые хотят выразить себя. "Проявите свою фантазию, - говорю я им, - а я помогу вам ее воплотить". Я профессионал. Знаю и как наложить шов, и как пропорции фигуры соединить с душой человека.
Его предыдущие семь коллекций от кутюр хранятся в особом помещении модного дома "Янис Чамалиди". Каждая модель - в отдельном пакете, к ней прилагаются своя пара обуви и аксессуары (это ведь целый образ), а также эскиз и описание.
- Сейчас создаю новую коллекцию от кутюр, - открылся модельер. - Это будет особенный проект, в него хочу вложить еще больше позитива. Идея такая. Мастерицы, прежде чем садиться за работу, будут "заряжаться" положительными эмоциями и мыслями, читая стихи, скорее всего, поэзию Пушкина. Уверен: это повлияет на атмосферу и настроение, а значит, и на результат работы. Моя новая коллекция прет-а-порте (ее, в отличие от кутюрных, делаю каждый сезон) называется "Навстречу ветру". Мне видится образ девушки или молодого человека, чье лицо обдувает порыв ветра. Мои коллекции - всегда о душе. Они отражают и мою собственную душу, которая устает от бешеного ритма жизни и просит свободы. Вся прелесть и романтика этой коллекции отразится в необычной демонстрации. А сама одежда простая, носимая: трикотажные кофточки, майки, юбочки. Ведь суть прет-а-порте в том, чтобы было комфортно ощущать себя в жизни. Но в каждую такую вещь я, пожалуй, вношу еще больше сил, чем в модели коллекций от кутюр.
Лидия САДЧИКОВА