16-09-98


Пошли по шерсть, а вернулись стрижеными

Многие должники областного бюджета не спешат возвращать полученные средства

Возвращать долги было когда-то для русского купца или промышленника делом чести. На его слове хоть терем клади - лучшая в те годы аттестация. Но времена, увы, меняются. Сегодня в наш обиход все настойчивее входит безжалостное, словно удар кинжала, слово "дефолт": отказ от выполнения долговых обязательств. Указан - и справедливо - главный должник: российское государство. Однако сейчас речь не о нем, оно свое еще получит. Оборотимся лучше, как советовал известный баснописец, на себя, узрим, как деловые люди Южного Урала рассчитываются с государственными органами на местах за взятые в областном бюджете ссуды.

Еще 29 сентября 1992 года ОПО "Челябинскмежхозкомбикорм", входившее в АО "Южуралшерсть", получило по распоряжению тогдашнего главы администрации области В. Соловьева 200-миллионную (все суммы приводятся в исчислении, существовавшем на момент сделки) ссуду на закуп фуражного зерна. С тех пор в областную казну вернулось только 45 миллионов рублей. Остальные средства должны были стать учредительным вкладом в АО "Южуралшерсть", но последнее сегодня - банкрот, и исполнительный лист, увеличившийся за шесть прошедших лет на 131 миллион рублей долга по процентам и составляющий сейчас 284,4 миллиона, не может найти себе надлежащего применения.

Менее года спустя ассоциация "Уральский фермер", делавшая в те годы широковещательные заявления на предмет ускоренного решения продовольственной программы региона, запросила у местных властей 50 миллионов рублей для формирования уставного капитала Крестьянского ипотечного банка и страховой компании. Деньги из областного бюджета ассоциация получила, но, как вы уже догадались, не вернула. Банк лопнул, его руководителей тягают на допросы, а должок "Уральского фермера" увеличился до 158,8 миллиона рублей и растет дальше в отличие от урожая. Вот только помнят ли в ассоциации об этом?

Год 1994-й подтвердил, что тогдашние областные власти на ошибках, по крайней мере своих, не учились. С упорством, достойным лучшего применения, они вновь выделяют ссуду в размере 150 миллионов рублей уже упоминавшейся фабрике "Южуралшерсть" с возвратом через полгода. Но возврата нет, как нет и исхода, а 707 миллионов рублей уже вряд ли вернутся кредитору. Вот уж воистину: пошли по шерсть, а вернулись стрижеными.

Рекордсменом 1995 года, безусловно, стало ГП "Казак уральский", оно получило из областного бюджета самую крупную ссуду - 7,9 миллиарда рублей, которые намечалось направить на реконструкцию Петропавловского спиртзавода. Но или планы сорвались, или водку мы пить перестали (что вряд ли), однако "Казак", явно захмелевший от легких денег, не торопился возвращать их на алтарь благосостояния Южного Урала. А с такими нетвердыми на слово просителями можно довести область и до паперти.

Всего на два с лишним месяца, что называется, до получки, просила Государственная налоговая инспекция по Челябинской области в 1996 году ссуду в размере 3,6 миллиарда рублей. Назначение ее было весьма расплывчатым - на хозяйственные расходы. Но в обусловленные сроки деньги в областную казну не вернулись. Какой пример для налогоплательщиков?

Самую крупную за все время ссуду получило в том же 1996 году ТОО "Промпереработка". В феврале ему было перечислено из областного бюджета 18 миллиардов 789 миллионов 500 тысяч рублей. "Для центра пищевой индустрии" - лапидарно указывалось в финансовом документе. Отпущенный срок - 15.3.97 г. - миновал, деньги вовремя не поступили.

После смены областной власти самым крупным должником бюджета стало АОЗТ "Челябинское агентство недвижимости". Ему было дано металлопродукции на 10 миллиардов рублей. Финансы оно должно было возвратить через два месяца - 11 сентября 1997 года. Не возвратило. Кстати, какое отношение к недвижимости имеет металлопродукция?

С должниками областного бюджета сегодня поступают по-разному: у одних описывают имущество, правда, это происходит нечасто, случается, что ссуда выдается с оформлением доли областной собственности, бывают и запоздалые расчеты (лучше поздно, чем никогда!), но часто приходится сталкиваться и с такой форомулировкой:

материалы по взысканию возвращены за невозможностью взыскания. До судов дело обычно не доходит. В долговую яму еще никого не посадили. Так что налицо полный юридический дефолт.

Виктор КОСОЛАПОВ.