16-09-98
В день моего приезда в детском лагере "Синий бор" хоронили "бычка". Казачий атаман, он же один из воспитателей приехавших сюда из шести районов области 120 казачат, построил отделение, в котором числился провинившийся (курил на территории лагеря), приказал принести носилки. Вместо них взяли простыню, уложили на нее окурок и под импровизированный похоронный марш пошли за ограду. Там саперными лопатами вырыли могилу и закопали "бычка". Это, известное в армии "наказание", было для подростков своеобразным (с шутками и смехом) уроком послушания.
Впрочем, казачатам разные провинности отрабатывать не в тягость: в лагерь они приехали не столько отдыхать, сколько на военно-спортивные сборы, на которых дисциплина - первейшее требование. Тут воспитатели-казаки "натаскивали" их по строевой подготовке, воинским уставам, стратегии и тактике боевых действий, разборке и осмотру оружия. Разумеется, в рамках начальной военной подготовки, к слову, изрядно подзабытой в школах. Были эстафеты и походы с элементами этой подготовки, спортивные соревнования. Вечерами - культурная программа.
Поначалу ребята уставали от непривычных нагрузок. Но большинство - в основном прибывшие на сборы не впервые - было довольно таким знакомством с воинской службой, с правилами и обычаями казаков. Об этом, последнем, они имеют уже некоторые представления, поскольку живут в селах, где активны казачьи общества.
Руководил сборами Юрий Викторович Воронин, преподаватель одной из школ Уйского района. Он вместе со своими подопечными приехал из села Нижнее Усцелемово, в жизни которого казаки играют не последнюю роль. Сам Воронин занимается с казачатами в так называемом воскресном классе, обучает езде на лошадях, военно-прикладным видам спорта, воспитывает в ребятах волевые качества. В этой сельской школе детям дают знания по истории казачества, его духовно-культурному наследию. Заинтересовавшись, отправился в Нижнее Усцелемово.
Средняя школа, размещающаяся в одноэтажном кирпичном здании, отнюдь не напоминала "барак", как шутя назвала ее директор Таисия Борисовна Устилемова. Здесь после побелки и покраски обновились, казалось, не только здание, но и сама атмосфера: солнечный свет, заливавший из больших окон чистенькие, по-домашнему уютные маленькие классы, привносил ощущение праздника. Все здесь словно жило в радостном ожидании школьных звонков и ребячьих голосов. На стенах коридора вместо привычной школьной атрибутики увидел на листах ватмана, помещенных в рамки, клятву казака и православные молитвы. А когда зашел в школьный музей, поразился: на самом видном месте - большая икона старинного письма. Не отсюда ли это ощущение света и добра в школьном здании? Не отсюда ли интерес ребят к истории казачества и родного села, сказавшийся в подборе экспонатов для музея, создании детских казачьих коллективов художественной самодеятельности - хора и танцевального ансамбля?
- Ребята собрали материал и составили для музея схему генеалогического древа первого атамана казачьей станицы, на выселках которой возникло наше село, - говорит директор. - На уроках истории и факультативных занятиях рассказывают, что знают о своих предках, о казачьих "корнях" своего рода.
Факультатив по теме "История казачества Урала с момента возникновения до наших дней" ведут учителя Л.Г. Повх и Т.И. Сигай.
Татьяна Ивановна, молодой учитель истории, преподает еще и в воскресном классе. В тот день она наводила порядок в закрепленном за ней помещении.
- На подготовку бесед по истории казачества времени часто уходит больше, чем на конспекты для уроков, - поделилась она трудностями. - Краеведческих книжек мало, приходится порой искать материал в журналах и газетах, заглядывать в научные труды. Но ребятам интересно, и было бы непростительным для учителя не поддержать их стремление больше узнать о родном крае, о вере, занятиях, быте и культуре прадедов. Особенно нелегко говорить о православии, вековой религиозности казаков, ведь скептицизма и неверия в людях среднего, даже старшего поколения за советскую эпоху накопилось немало. Но наши сельские школьники, на удивление и радость, серьезно отнеслись к призывам казаков молиться, каждый день благодарить Бога за хлеб насущный. Ставшая для нас, учителей, своего рода методическим пособием книга "Слава тебе, Господи, что мы - казаки" становится популярна и среди ребят.
Меньше стало безобразий в вечернее и ночное время на улицах села, краж, в которых участвуют подростки. Это, а также их успехи в учебе связывают с благотворным влиянием казаков. Они - частые гости в школе. В том числе и потому, что Таисия Борисовна Устилемова - жена местного атамана.
Вряд ли надо удивляться, что школа в Нижнем Усцелемово только в этом году стала местом проведения двух областных семинаров - директоров сельских школ и представителей учебных заведений, в которых делают ставку на военно-патриотическое воспитание. Она одной из первых в районе и даже области начала осуществлять образовательно-воспитательную программу, разработанную казаками.
- ...И входящую составной частью в программу культурного, духовного и патриотического воспитания молодежи Уйского района, принятую районным Советом депутатов, - включается в разговор уполномоченный по делам казачества при районной администрации Виктор Леонидович Таборских, привезший меня посмотреть на плоды и его личных усилий. - Районная власть при всей скудости своей казны выделила средства на проведение начальных мероприятий этой программы. И в первую очередь - на организацию военно-спортивных сборов казачат в лагере "Синий бор".
...Концерт, подготовленный казачатами, очень понравился участникам семинаров. Посмотрев и послушав видеозапись, готов был вместе с ними аплодировать: пели и плясали учащиеся Нижнеусцелемовской школы по-казацки задорно и зажигательно, заставляя гостей подпевать и пританцовывать. Восхитился и почти профессиональным исполнением, красивыми костюмами, изготовленными, как выяснилось, самими школьниками.
- А казачьи песни мы поем в их старинном звучании, - добавляет Т.Б. Устилемова. - Добиться этого обучающей ребят музыке и пению учительнице Виктории Геннадьевне Бужан помогла выпускница школы студентка Челябинского института культуры Света Хаова, специализирующаяся на фольклоре.
Валерий ЕРЕМИН.
(Наш корр.).
Уйский район.